Фестиваль медиаискусства INTERVALS проходит в Нижнем Новгороде
Фестиваль медиаискусства INTERVALS уже в седьмой раз проходит в Нижнем Новгороде. В этом году в нем участвуют не только российские, но и зарубежные художники – из Франции, Испании, Кореи, Азербайджана и многих других. Чем они порадуют нижегородцев в этот раз и о каких проблемах рассуждают в своих работах, выяснила корреспондент сайта pravda-nn.ru во время спецэкскурсии по локациям фестиваля.
0+
В этом году фестиваль включает в себя 17 площадок, разделенных на четыре кластера для удобства зрителей: Нижегородская ярмарка, Стрелка, Центр города и парк «Швейцария».
Остановись, мгновение
По традиции весь INTERVALS 2024 сопровождает слоган. В этом году он звучит как The time is now («Время – сейчас»).
Так, к теме безвозвратно ушедшего прошлого обращается команда SILA SVETA. В своей инсталляции «Свет в истории» в пространстве ЦЕХ* художники говорят о символизме света в различных религиях и культурах.
Например, в египетском пантеоне богов в центре находился Ра – бог Солнца, который ежедневно путешествовал по небу и символизировал победу света над тьмой. А в Священном Писании Бог и Иисус Христос часто упоминаются как проявления света, поэтому свет в христианстве – знак божественного присутствия.
Phase (Фаза)
Еще одна инсталляция о восприятии времени находится на стадионе «Нижний Новгород» — прямо под зрительскими трибунами. Важной составляющей здесь выступает не только визуал, а именно звук.
«Как сломанные часы, инсталляция транслирует то невероятную скорость, то будто зависая в моменте, останавливает время, и секунды длятся бесконечно. Двенадцать монументальных колонн, как 12 стрелок на часах, визуализируют ход механизма, сконцентрировавшего в себе силу времени и его восприятие», — рассказали о своей работе представители dreamlaser.
«Собрался из городского шума и мусора, чтобы напомнить о важном»
О будущем человечества и о том, что человек – это не венец эволюции, говорят художники из команды Panterra. В центр своей необычной инсталляции под названием Terminal, подвешенной на автокране, они поместили образ некоего техногенного существа, возникшего на Земле. На первый взгляд работа кажется хаосом, однако при большем рассмотрении проглядывается подобие человека: есть железный каркас, как человеческий скелет, органы-приборы и даже жилы – провода, соединяющие все части конструкции.
«Это некий призрак технологий, их вторжения в нашу жизнь. Но это существо к нам пришло не чтобы нас завоевывать, а чтобы привлечь наше внимание и напомнить о базовых вещах и важных человеческих качествах. Эти месседжи транслируются в бегущих строчках, — пояснила одна из авторов работы, Виктория Строй. – Как будто оно специально собралось из городского шума и мусора, чтобы люди обратили внимание и уловили эти посылы».
Не одни во Вселенной
На тему пришельцев рефлексирует команда radugadesign. В своем мэппинге под названием 2380MHz на фасаде Академии «Маяк» они показали инопланетян, проживающих жизнь в привычных нижегородских локациях, — забитых маршрутках, излюбленных улице Рождественской и Нижневолжской набережной и даже на канатной дороге и в пакгаузах.
«Мы находимся в вечном поиске знаний, они – ищут встречи. Мы увлечены идеей технологического прогресса, они – Землей. Мы стремимся вверх, они – уже здесь», — рассказали авторы в манифесте данной работы.
На «Маяке» можно увидеть и другую впечатляющую инсталляцию, созданную французским медиахудожником Jeremie Bellot. В своих работах он полагается на геометрию и математическое искусство и переосмысляет связь людей с архитектурой и природой.
Параллельные реальности
Можно ли существовать одновременно в двух параллельных реальностях? На этот вопрос пытается ответить медиахудожник из Азербайджана Джавид Гулиев, который уже не в первый раз участвует в «Интервалах». В павильоне №1 Нижегородской ярмарки в этом году он представил инсталляцию Other Sides (Другие стороны), в которой демонстрируются две разных реальности – наша и альтернативная, цифровая. Из одной в другую переходит человек.
Как рассказал сам автор, который специально приехал на фестиваль в Нижний Новгород, над этой инсталляцией шла большая работа. Так, 2,5‑метровая скульптура головы печаталась на 3D-принтере два месяца и собиралась из 72 небольших пластиковых фрагментов.
Также вся инсталляция озвучивается сгенерированным ИИ голосом, который произносит одну фразу. Перевести ее нельзя: визуальную часть работы разбили на метаданные, и эти символы пропустили через нейросеть для озвучки. Потом композитор вписал получившуюся фразу в музыкальный ряд.
В гармонии с природой
Еще одна работа о сосуществовании технологий, человека и природы расположилась рядом с гостиницей Ермолаевых. Там появилось большое гнездо, которое сплели из 8 тысяч ивовых прутьев. Это инсталляция, вступающая в контакт с окружающей средой. Помимо того, что она издает звуки, похожие на птичье пение (это пение отличается от настоящего, чтобы не тревожить пернатых), также реагирует на смех посетителей, пытаясь по-птичьи вторить ему.
Путешествие за пределы физической реальности
В этом году INTERVALS Festival вновь не обошлись без иммерсивных инсталляций. Среди них – работа испанской студии Playmodes HORIZON («Горизонт»), расположившаяся в выставочном пакгаузе. Она позволяет зрителю расширить видимую действительность и отправить его в путешествие за грани реального мира.
Времени скучать не будет
Новинка этого года – интерактивная мэппинг-игра «Портал» от студии hilights. Так, нижегородцы могут объединиться в команды и посоревноваться друг с другом прямо на фасаде «Маяка». Достаточно иметь с собой смартфон и готовность часто нажимать на экран.
В этом материале освещены лишь шесть инсталляций, представленных на INTERVALS в этом году. Остальные 11 можно посетить до 1 мая включительно.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что Олег Беркович представил событийную программу в рамках «Культурной столицы».