Фликер вам в помощь: Как шведы оберегают детей от неприятностей на дорогах
В конференц-зал Нижегородского института развитияобразования (НИРО) подданные Швеции Керсти Кемпе и Ева Роме вошли прямо сбагажом. Семинар «Безопасность детей в транспортном мире» для сотрудников ГИБДДи работников образования с участием шведских экспертов, к которым на времятакже присоединился посол Швеции в России Юхан Муландер, уже подходил к концу,но совладелицы фирмы Popomax Керсти и Евавсе-таки успели ко времени своего выступления. Хотя это, как выяснилось,оказалось очень нелегко и даже рискованно? Накануне,перебираясь в Москве из одного аэропорта в другой, они опоздали на рейс доНижнего Новгорода, простояв полдня в столичных пробках. «Что я здесь делаю?!»? таким вопросом, как призналась госпожаКемпе нижегородцам, она задавалась беспрестанно, пребывая, мягко говоря, враздраженном состоянии после многочасового сидения в машине. Как вдруг из мракавечернего города кто-то выскочил перед их автомобилем и перебежал дорогу.«Человек был едва различим, ? вспоминалаКерсти. ? И тогда я нашла ответ на свойвопрос: фликеры и катафоты нужны и здесь, в России»? Какизвестно, Россия очень большая страна. А Швеция ? маленькая. Мал, да удал,гласит народная мудрость. Если сравнить статистику смертности вдорожно-транспортных происшествиях на миллион жителей в России и Швеции, тоокажется, что потери шведов несоизмеримо меньше, в том числе среди детей. Так,если в России ежегодно гибнут более 240 человек на каждый миллионнесовершеннолетних, то в Швеции ? около 50. Разрыв еще более велик присравнении числа погибших детей-пешеходов. На таблице, представленной насеминаре в НИРО представителем Государственного дорожного управления ШвецииТомасом Лекандером, можно было увидеть, что, например, в 2004 году в Россиисмертность среди юных пешеходов в возрасте до 9 лет была 25 на миллион человек.В Швеции ? 1 на миллион. Шкала отрывается от оси координат высоко-высоко,демонстрируя смертность среди российских подростков-пешеходов в возрастнойкатегории от 15 до 17 лет: 52 на миллион человек. В Швеции, чтобы вы знали, ? 3на миллион? ?В России существуют широкие возможности для улучшения безопасности детей надорогах, ? дипломатично заметил господин Лекандер, сравнивая положение дел внашем государстве и в Швеции, которую смело можно назвать одной из самых безопасныхстран мира для всех участников дорожного движения.Конечно,результаты, достигнутые Швецией, ? это плоды эффективной политики безопасностидорожного движения, главная цель которой, как подчеркнул Томас Лекандер, ?«достижение нуля». То есть НИКТО не должен гибнуть или терять здоровье врезультате ДТП. Делаетсядля этого в Швеции немало. Оставив сегодня в стороне такой важнейший длябезопасности движения аспект, как качество дорожного покрытия (скверные дороги? это российская самобытная черта), поговорим о том, как решают шведынаиглавнейший вопрос ? как оберегают детей от неприятностей на дорогах и растятиз них сознательных граждан, уважительно относящихся к ПДД. Впрочем, как ивообще к законам. Низкий уровень законопослушания ? это, пожалуй, для Россиибеда похлеще бездорожья, от которой напрямую зависит в том числе чудовищныйуровень смертности и травматизма от дорожно-транспортных происшествий. Значит,так учит и воспитывает своих граждан наша страна, в которой, давайте говоритьчестно, цена человеческой жизни всегда мало стоила.Ачто шведы?Ещев 1936 году преподавание ПДД в шведских школах стало обязательным, хотяметодики обучения, как отметил Томас Лекандер, были еще далеко не совершенны.Первый учебный план, который ввел ПДД в рамки сразу нескольких предметов,появился в Швеции в1980 году. Интересна эволюция преподавания: в 1955 годузанятия по правилам дорожного движения в шведских школах увеличиваются с 6 до10 часов, в 1961 году ? с 10 до 14 часов, в 1968‑м ? с 14 до 22. А в 1974 годупринимается беспрецедентное решение о введении в школьную программу тренировокпо 273 (!) ситуациям, возможным на дорогах. 238 из них касались поведениявелосипедиста (в Швеции почти у каждого ребенка обязательно имеется велосипед,и в теплое время года до школ на них добираются более 30 процентов школьников).На остальных тренировках педагоги отрабатывают с детьми правила поведенияпешеходов.Однако,как доказывают детские психологи, нельзя научить детей большему, чем ониспособны усвоить. Это важно помнить: поведение детей в дорожных ситуациях неявляется последовательным, они не способны правильно оценить скоростьавтомобилей, для правильного принятия решения у них недостаточно развитывнимание, зрение и слух. Поэтому уровень безопасности несовершеннолетних в миретранспорта определяет все-таки отношение к ним взрослых. Отом, как относятся к своим детям шведы (да и вся Европа, надо сказать), можноувидеть хотя бы на таком примере: если вы купили верхнюю детскую одеждушведского производства, то, скорее всего, на ней вы найдете светоотражающийэлемент ? фликер?Отом, какая это исключительно важная и серьезная вещь ? фликер, нижегородцамрассказала Керсти Кемпе, вместе со своим компаньоном Евой Роме организовавшая в2002 году фирму Popomaxпо производству высококачественных светоотражающих элементов. За несколько летв Швеции их продали и распространили бесплатно в рамках кампании по повышениюбезопасности великое множество, и теперь катафоты, которые в отличие отпришитых фликеров носят как аксессуары к одежде, стали здесь оченьпопулярны. Дети, подростки и дажевзрослые с удовольствием вешают на ранцы, карманы и ремни забавных зверюшек,фигурки, цветочки, мячи и короны и прочее, что рождает богатая фантазия Керстии Евы. Почемуже нужно носить фликеры и катафоты, особенно зимой и осенью? Потому чтоблагодаря этим маленьким, но высокотехнологичным изделиям в темное время сутокпри плохой освещенности пешеход становится заметен на дороге много раньше, чембез них, поскольку фликеры и катафоты отражают свет, попадающий на ихповерхность. У водителя таким образом появляется возможность вовремя принятьмеры предосторожности, чтобы не сбить человека. Популяризацияфликеров и катафотов в свое время стала очень важной темой для Главногодорожного управления Швеции. Проведено значительное количество исследований, наоснове которых были разработаны критерии оценки качества светоотражающихэлементов, к которым в Швеции и в других странах Евросоюза предъявляются особыетребования как к предметам безопасности. В соответствии с принятымистандартами, в частности, площадь светоотражающего элемента должна быть неменее 30 кв. см, а сила отражения ? более 400 единиц. ?Фликеры очень малы, но работают как страховка жизни, ? дополнила Керсти Ева. ?Обеспечьте, чтобы качественные фликеры обязательно были у ваших детей. То, чточеловеку нравится в детстве, к чему он привыкает в детстве, то человек берет ссобой во взрослую жизнь и приучает к этому уже своих детей? Всеучастники семинара получили от Керсти и Евы подарок. Конечно, это были фликеры,дизайн которых можно было подобрать по своему вкусу.КстатиПокасветоотражающие элементы в Нижнем Новгороде не найти. Но в одном месте они естьточно: в шведском магазине «Икея», который находится в торговом центре «Мега».Ориентировочная стоимость фликеров ? около 50 руб.