Форма камня: на площади Ленина мастера создают скульптуры к 800-летию
В Нижнем Новгороде проходит первый международный скульптурный симпозиум «Вдохновение», стартовавший в середине июня на площади Ленина в преддверии юбилея города. Здесь, в мастерской под открытым небом, известные скульпторы из России и Белоруссии дали волю своей фантазии. Все работы получат «постоянную прописку» в нашем городе.
Концепция симпозиума — «Нижний Новгород в мировом культурном контексте глазами художников». Он проводится при поддержке АНО «Центр 800», которая занимается подготовкой юбилея города. В рамках проекта «Команда 800» идея проведения симпозиума была поддержана экспертным сообществом и получила финансовую поддержку. Автор идеи — председатель нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Владимир Величко.
- Мы подали «Команде 800» свой проект, нас поддержали, — отмечает Владимир Величко. — За последние 35 – 40 лет в нашем городе ничего подобного не происходило. Этот проект внесёт большой вклад в развитие арт-пространства города. Привлекательные пластические объекты не только украсят городской ландшафт, но и станут излюбленными объектами у туристов и жителей.
Впередсмотрящий из белого известняка
За 25 дней работы скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Минска, Обнинска и Нижнего Новгорода создадут девять скульптур из белого известняка. Материал для работ был привезён из Самары – в других месторождениях нет глыб нужной толщины. Вес камней составлял от 8 до 14 тонн. Материал более чем долговечный — именно благодаря белому известняку и Русь, и Москву именовали «белокаменной».
Заслуженный художник России из Москвы Геннадий Красношлыков работает над двухметровой символичной скульптурой «Семья». Общий абрис фигур родителей напоминает яйцо или яблоко, в середине которого связующая их суть – ребёнок.
- Конечно, работать в 35-градусную жару нелегко, – признаётся скульптор. — Шлифовальная машинка весит 8 килограмм, и когда поднимаешь её на уровне груди, пот градом. Тент над моей работой поставить нельзя — скульптура высокая, к тому же мне нужно отходить, чтобы издали рассмотреть все пропорции, а тент бы мешал. Но мне не привыкать работать в таких условиях. Например, подобная жара была на скульптурном симпозиуме в Москве в 1999 году.
Символична и работа нижегородца Сергея Молькова под названием «Впередсмотрящий».
- Образ реки для меня очень важен, поэтому я давно хотел сделать скульптуру мальчишки, который стоит на стуле и смотрит в бинокль на другой берег, — говорит он. — Мне бы хотелось, чтобы эта скульптура была размещена на Нижневолжской набережной.
Сергей Мольков — дважды лауреат премии Нижнего Новгорода, его работы видели многие нижегородцы: бронзовый трон царя Салтана и воробьишка на Звездинке, бронзовый мемориал у машзавода на Сормовском шоссе, серия бронзовых барельефов, в том числе два на улице Рождественской.
Сергей часто принимал участие в подобных симпозиумах, был в Казахстане, Греции, Китае, работал по граниту, по металлу, по дереву.
- А вот из известняка работу такого масштаба делаю впервые, — признается скульптор. — Кстати, здесь самый короткий срок работы по камню. В Греции, например, на такой же объём работы давалось два месяца. Работать на жаре мне уже привычно, в Казахстане было ещё большее пекло. Когда работаешь, обо всём забываешь. А вот чуть отвлекся от работы – начинаешь чувствовать жару.
Женское дело
Ольга Помосова – единственная девушка на симпозиуме. Родом она из Удмуртской Республики. Окончив шесть лет назад с отличием Московский художественный институт имени Сурикова, осталась в Москве.
Ольга — многократный участник международных, всероссийских и региональных выставок, член Творческого союза художников России. Её работы находятся во многих частных коллекциях. Несмотря на свою миниатюрность, скульптор мастерски управляется с тяжелой болгаркой.
- В таком симпозиуме я принимаю участие впервые, очень волнуюсь, — поделилась она. – Создавать большую скульптуру из камня всего за 25 дней мне еще не доводилось, это для меня новый опыт. Физически самыми сложными были первые дни, когда снимала шестикилограммовой болгаркой большие массы с глыбы. Поначалу сильно болели руки, но сейчас мышцы окрепли, и стало уже легче. В техническом плане очень помогают ребята – подсказывают, каким инструментом как лучше пользоваться.
У Ольги сложная композиция по растительным мотивам. Ей пришлось менять эскиз уже в процессе работы: оказалось, что для камня он слишком тонкий и ажурный.
- Стала делать меньше диаметры отверстий, потолще перемычки — боюсь срезать лишнее, — поясняет она. — И, конечно, стараюсь успеть закончить в срок, работаю по 10 – 12 часов в день. Очень хочется сделать красивую вещь, которая впишется в городское пространство.
Полная свобода творчества
Александр Соколов из Минска — автор нескольких памятников и мемориалов в Белоруссии, его работы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в частных коллекциях разных стран.
- Рабочее название моей скульптуры – «Адам и Ева». Эта двухфигурная композиция – размышление о прошлом и будущем, хочется создать вневременной образ, — поясняет он, ненадолго отложив перфоратор. — С таким объёмом камня работаю впервые. Меня пригласили по рекомендации Белорусского Союза художников. Для меня это важный творческий опыт. Ведь мы, скульпторы, заняты в основном заказами, а здесь полная свобода творчества, что для художника.
Место для установки скульптур пока обсуждается. По мнению организаторов, симпозиум «Вдохновение» поможет создать еще одну туристическую точку на карте города.
Ранее на сайт pravda-nn.ru сообщалось, что часы обратного отсчета до 800-летия Нижнего Новгорода запустили в парке «Зарядье» в Москве.