ГАЗ не отвести
Темой номер один в автомобильном мире стал скандал, связанный с обвинениями «Группы ГАЗ» в краже изобретений. Немецкий инженер российского происхождения Юрий Постников заявил, что внедорожник ГАЗ «Вепрь Next» выполнен по его эскизам. Однако на самом Горьковском автозаводе обвинения в плагиате отрицают и готовы отстаивать свою деловую репутацию в суде.
Машинная возня
Новая нижегородская разработка – тяжелый внедорожник «Вепрь Next» – была представлена на выставке «Комтранс-2017», прошедшей в начале сентября в Москве. А вскоре житель Германии Юрий Постников обвинил «Группу ГАЗ» в использовании автозаводом его личных наработок.
По словам Постникова, ещё год назад он нарисовал эскизы внедорожника, которые показал сотрудникам «Группы ГАЗ». Однако дальнейшие переговоры не дали никакого результата. А затем инженер увидел свои идеи в новом «Вепре».
Горьковский автозавод обвинения в том, что при создании нового вездехода использовал дизайнерские эскизы жителя Германии, категорически отвергает. Чтобы доказать свою правоту, представители ГАЗа готовы обратиться в суд.
– Сейчас мы рассматриваем возможность подачи иска о защите деловой репутации, – заявил руководитель объединённого инженерного центра «Группы ГАЗ» Владимир Четвериков. – Если мы примем такое решение, то сделаем это с единственной целью – пресечь спекуляции, которые оскорбляют наших инженеров, конструкторов, технологов, работающих над новыми моделями техники марки «ГАЗ».
По словам Четверикова, дизайн автомобиля «Вепрь Next» создан инженером-конструктором ГАЗа Валерием Челноковым «на основе газовских традиций», при этом разработка была сделана на основе модульного принципа (то есть в новой машине применяются компоненты уже выпускающихся). «Группа ГАЗ» применяет его с 2013 года.
Действительно, последние пять лет автопроизводитель создаёт новинки по модульному принципу. К примеру, кабина «ГАЗели Next» – премьеры 2013 года – перешла в новое поколение среднетоннажных и тяжёлых грузовиков, которые также выпускает «Группа ГАЗ», – «ГАЗон Next» и «Урал Next». Шасси «ГАЗона Next» стало основой для создания автобуса «Вектор Next» для Павловского автобусного завода. А затем его видоизменили и на этом шасси сделали более вместительный грузовик «ГАЗон Next», полной массой 10 тонн. Проще говоря, специалисты ГАЗа постоянно меняют местами узлы и агрегаты уже придуманных автомобилей.
– Рисунок господина Постникова – это один из тысяч примеров народного творчества и фантазий на тему развития модельного ряда ГАЗа, – утверждает Владимир Четвериков. – Как правило, свои идеи, эскизы нам присылают люди, не являющиеся специалистами, но неравнодушные к легендарной истории ГАЗа и гордящиеся современными достижениями завода. Его рассуждения о том, что дизайн пикапа «Вепрь Next» имеет схожесть с его рисунками, аналогичны тому, как если бы кто-то пририсовал к «Моне Лизе» фигуру витрувианского человека, а потом обвинил бы Леонардо да Винчи в плагиате.
Полностью отрицают обвинения и инженеры-конструкторы, работавшие над созданием образа «Вепря».
– Когда я работал над проектом, рисунков Постникова не видел! – рассказывает Валерий Челноков. – А когда увидел, у меня сложилось впечатление, что он даже не понимает, что такой уровень дизайна заводу не нужен. ГАЗ – это не шарашкина контора, чтобы прибегать к помощи дизайнеров-любителей. И ещё: создание автомобилей – это труд целой группы профессионалов, а не одного человека, и приписывать единоличное авторство на разработку модели не станет ни один инженер.
И суда нет
Юрий Постников, в свою очередь, возможное судебное разбирательство пока не комментирует. При этом инженер уже направил открытое письмо владельцу «Группы ГАЗ» Олегу Дерипаске. В нём он утверждает, что «газовцы обманули» господина Дерипаску.
«Первый раз – когда целый год получали свои немаленькие зарплаты, ездили в командировки, на выставки по заграницам и никакого продукта сами не создали, – пишет господин Постников. – Второй раз – когда под видом своей разработки подсунули вам краденое, а сказать об этом постеснялись. Третий раз – когда наплевали на вашу и заводскую деловую репутацию.
Олег Владимирович, сколько вы тратите своих кровных в год на оплату бюджета вот этих трёх служб ГАЗа? – задаётся вопросом Постников. – Я бы вам сделал эти два ходовых концепта за десятую часть этих денег, а за всю сумму запустил бы их производство и в России, и в Германии. Вы – деловой человек, я – тоже, давайте договариваться напрямую»…
Ответа на своё послание инженер пока не получил.
Между тем правозащитники склоняются к тому, что доказать факт плагиата Юрию Постникову будет проблематично.
– Необходимо провести экспертизу по сравнению всех эскизов, на основании которой можно будет судить о сходстве представленных производителем концептов и эскизов Постникова, – комментирует юрист Евгений Пантелеев. – Важно также понять, какого рода переговоры в реальности велись с Постниковым, на каких условиях им передавались такие эскизы. Они охраняются авторским правом, и в случае незаконного использования эскизов Постникова последний может претендовать на компенсацию или возмещение вреда. Однако поведение последнего также будет учитываться. Если он добровольно направлял эскизы на условиях безвозмездного сотрудничества, а теперь требует компенсации, есть вероятность признания с его стороны злоупотребления своим авторским правом.
При этом будет учитываться тот факт, что Постников при создании собственных эскизов руководствовался техническими характеристиками уже представленных ранее конкретным производителем транспортных средств и узлов, используемых в производстве. Как минимум, это значит, что при создании собственного произведения он использовал (воспроизводил) результаты чужого труда.
Владимир Пирожков, промышленный дизайнер:
– Я полностью согласен с формулировкой «Группы ГАЗ». На эскизах от руки вообще не читается какое-либо дизайн-решение. Они очень сырые. В случае с эскизами с кабинами от «ГАЗона» и добавленными задними элементами это больше похоже на конструктор из готовых элементов. Если только эти кабины не разработаны господином Постниковым. Но к «Вепрю» они отношения не имеют.
Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт:
– Изучив эскизы, на которые ссылается немецкий инженер, я не вижу, по поводу чего можно возмущаться. Он сделал некие полупрофессиональные наброски. По уровню это работа студента-дизайнера – в МАМИ таких эскизов рисуют сотни. Но заявлять о том, что нехорошие люди украли идею, абсурдно.
Я сам был на презентации внедорожника «Вепрь Next». Модель очень любопытная, вокруг неё на «Комтрансе» всегда толпилась публика. В автомобиле я не увидел ничего, кроме серийных газовских узлов. Компоновать их завод может как угодно. Вообще, истории с обвинениями в плагиате нечасто возникают в нашем автопроме. Но те, что были, например споры с немецкими и корейскими компаниями, заканчивались победой российских производителей. Я так думаю, человек решил просто пропиариться на этой истории и найти новых клиентов.