Где купить нижегородское
Когда в 2009 году областная целевая программа «Покупайте нижегородское» только начиналась, доля местной продукции на прилавках магазинов составляла всего 20 процентов. Сейчас по некоторым позициям она достигла 60, но базовая цифра, к которой необходимо стремиться, — 80 процентов. Такую задачу поставил губернатор Валерий Шанцев на недавнем выездном совещании в Кулебаках. Оно стало одной из первых сессий, на которых нижегородские производители и ритейлеры при посредничестве правительства области собираются за столом переговоров, чтобы заключить договоры о закупках местной продукции. Много ли нижегородского на наших прилавках — в сегодняшней «Губернии».Вознесенский районСувениры и игрушки из дерева, производимые здесь, можно найти не только в больших сетевых магазинах Москвы, но и за рубежом — в Праге, Англии, Франции.Помимо прочих преимуществ, в данном случае можно говорить и об имиджевой составляющей района. Если же брать продукты питания, то реализовывать свою продукцию на месте гораздо удобнее. Производителю не нужно ломать голову над транспортировкой товара, а у покупателя меньше сомнений в качестве и свежести того, что они покупают.— Например, молоко, которого на предприятиях района производится не так уж и много, реализуется по бюджетным учреждениям — школам и садикам, часть идёт в рядом расположенный Саров, — рассказывает заведующий отделом экономики, промышленности и предпринимательства администрации Вознесенского района Александр Михайлович Юшков. — У нас делают кондитерские изделия, копчёности, выпечку — всё это тоже идёт в местные магазины. Очень популярен лимонад, который производят в селе Нарышкино. Практически вся продукция уходит к соседям, в Саров. А вот артезианская питьевая вода с недавно открывшейся линии розлива продаётся в Москве и Московском регионе. Рынок сбыта там нашли сами производители.Кулебакский районИзюминка района — природная минеральная вода.Разливают её на предприятии с новейшим оборудованием. Однако купить кулебакскую воду в нижегородских магазинах — проблема. Кулебачане говорят, что у их продукции высокое качество. Но торговым сетям нужна низкая цена.В районе делают кисломолочные продукты, масло, колбасы, пекут хлеб. Как рассказали нам в отделе экономики, развития бизнеса и инвестиционной политики районной администрации, у молочного предприятия до 90 процентов продукции реализуется в Нижегородской области. У хлебозавода — до 80 процентов. В большем объёме, чем хлебобулочные изделия, за пределы региона идёт кондитерская продукция. Ещё сложнее со сбытом у предприятия, производящего колбасы: в регионе реализуется треть его продукции. Значительная часть — в небольших магазинах. Кулебачане признаются, что продвинуть свой товар в торговые сети тяжело. Работать себе в убыток на предприятиях не хотят.Семёновский районСвежее молоко из «бурёнки» напрямую от сельхозпроизводителей Семёновского района скоро, возможно, смогут покупать и нижегородцы.Каждый день местные хозяйства производят его до 20 тонн. Самое крупное из них отправляет на переработку в Городец. Те, что поменьше, частично реализуют на рынке, но основную долю всегда сдавали на местный молокозавод. С ним-то и проблемы.— Переработчики задолжали хозяйствам солидные деньги, — говорит начальник сельхозуправления Наталья Хренова. — Для аграриев эти суммы очень ощутимы, поэтому ищем другие пути сбыта. Наверное, будем выезжать в Нижний Новгород и торговать в розницу.Не всегда бывает просто и с мясом. Для торговли на рынке скот должен забиваться только в специализированном цехе — таково требование Госветназдора. Если для сельхозпредприятий и фермеров с этим особой проблемы нет, то частникам стало невыгодно во-зить в город свежее мясо, произведённое в своём хозяйстве.Зато со сбытом овощей — никаких проблем. Один фермер уже несколько лет подряд выигрывает тендер, обеспечивая картошкой, капустой, морковью, свёклой всю социальную сферу: детсады, школы, больницу.Павловский районПродукция многих павловских производителей в рекламе не нуждается. Её охотно берут и в самом районе, и за его пределами.По словам главного специалиста по работе с малыми формами хозяйствования администрации района Натальи Каровой, реализация идёт по разным направлениям. Немало мясо-молочной продукции местных производителей на рынках — там за ними закреплены места. Горбатовское предприятие, павловская птицефабрика, не обходя стороной те же рынки, предлагают свои продукты и через сеть фирменных магазинов, причём не только в Павловском районе, но и за его пределами. Горбатовской «молочки», бывает, даже не хватает. Это при том, что на прилавках можно встретить товары, привезённые, скажем, из Городецкого, других районов. Здоровая конкуренция заставляет местных производителей не только постоянно думать о повышении качества, но и вести себя на рынке более активно — регулярно участвовать в различных ярмарках, показывая товар лицом.А вот мелким предпринимателям, занимающимся мясом, коих в районе немало, сложнее. Здесь проблема известная — отказ крупных сетей брать их продукцию. Вопрос этот поднимался неоднократно, но сегодня его решение лишь на уровне планов. В «категории будущего» остаётся пока и выпуск мягких сыров на молокозаводе, начать который планировалось ещё в конце прошлого года.Тонкинский районВкус тонкинского хлеба хорошо знаком не только жителям райцентра и окрестных деревень. Торгуют им ещё и в соседних районах.— Как, впрочем, и к нам привозят из Шаранги, Ветлуги, Уреня, — говорит начальник сельхозуправления Павел Прадедов. — Население довольно: выбор намного больше, и любой вкус можно удовлетворить, ведь одни, к примеру, любят ржаной покислее, другие — попреснее. А для хлебопёков встречная торговля — повод ещё раз позаботиться о качестве и конкурентоспособности своей продукции.Несколько местных фермеров специализируются на выращивании крупного рогатого скота на мясо. Сбыт продукции отлажен: сдают на мясокомбинат, продают на рынке, поставляют в общепит, учреждения социальной сферы.— Одно время были проблемы с забоем скота, — продолжает Павел Васильевич. — Но после того, как в одной из агрофирм появился специальный цех, все вопросы отпали.К слову, в одном из сельхозпредприятий работает цех по выпуску мясных полуфабрикатов. Пельмени, шницели, котлеты здесь делают из говядины и свинины, произведённых в своём же хозяйстве.