Как ни крути, история каждого человека тесно связана с историей его семьи, народа и даже страны. Это подтверждает опыт Евгения Парадеева, нового участника спецпроекта «Память потомков» от редакции сайта pravda-nn.ru.
Житель Санкт-Петербурга даже не подозревал, что увлечение генеалогией приведет его к южным границам Нижегородчины, на мордовские земли, где на протяжении столетий жили его предки по отцовской линии. Начав с исследования родословной, он дошел до XVII века… А параллельно с этим еще обнаружил и перевел немало уникальных документов, открывающих новые страницы в истории Нижегородской области.
«Мои родители познакомились в Ленинграде, куда приехали учиться из разных концов Советского Союза: отец – с промышленного города Каменска-Уральского, мама – из Саратова. Со стороны матери у меня всегда было больше знаний – мы постоянно ездили к многочисленным родственникам, сохранялись записи, фотографии и старинные документы, а вот о моих предках по мужской линии я ничего не знал», - признался Евгений Парадеев.
Восемь лет назад, увлекшись генеалогическими поисками, Евгений начал расспрашивать деда с отцовской стороны, что он знает о своих предках. Выяснил, что изначально вся семья жила в селе Корино Шатковского района Нижегородской области. Но во время Великой Отечественной войны прадед с маленькими детьми перебрался на Урал, на стройку крупного металлургического завода. Удалось выяснить и год рождения прадеда. С этих вводных и началось многолетнее исследование рода.
Династия доброделов
«Я обратился в Центральный архив Нижегородской области. В нем мне из метрических книг (в них вносились данные о браках, рождениях и смертях), исповедных росписей с перечнями жителей и ревизских сказок нашли сведения о Парадеевых из Корино вплоть до конца XVIII века. Большим сюрпризом на этом пути для меня стало знакомство с родственницей из Нижнего Новгорода, в семье которой сохранились фотографии нашего общего прапрадеда», - вспоминает Евгений.
Затем молодой человек перебрал более ранние ревизии XVIII века, а также писцовые и переписные книги XVII века в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). При этом ему посчастливилось найти подлинную ревизскую сказку по Корино от 1719 года. Оказалось, что ее "скрепил" прямой предок Евгения – Парадей (Пародей). Он был учтен как мордвин, а Корино считалось мордовской деревней. Мордву выделяли в особые группы, поскольку исторически это были иноверцы, которые присягнули на верность русской власти.
Евгений рассказал, что в писцовой книге 1677-78 годов по мордовским деревням Арзамасского уезда он вновь увидел Парадея, уже десятилетнего. Так исследователю удалось построить мост между XVII и XVIII веками, что можно считать редкой удачей с учетом серьезного промежутка времени между сохранившимися источниками и крещения мордвы с заменой имен на русские (без возможности восстановления).
«А дальше я откатился еще глубже – в начало XVII века. В одном из актов 1602 года еще один мой предок Чиндеват Тотынгеев был упомянут как свидетель при решении спорных вопросов по рядом расположенным землям, и в акте представлено его знамя», - добавил молодой человек.
Исследователь пояснил, что знамя – это родовой знак, использовавшийся для обозначения прав собственности, идентификации владельца. Судя по записям в писцовых книгах, у представителей Тотынгеевского "юрта" (то есть рода) были бортные угодья.
К слову, бортничество, или добыча меда диких пчел, было очень развитым промыслом среди мордвы – в лесах выделялись участки под него, они учитывались, и "дельные" деревья с бортями для пчел жителям ближайших деревень рубить запрещалось. А узнать, кому именно принадлежат те или иные угодья, можно было как раз по родовым знаменам. Они же служили подписями и попадали в акты с участием мордвы.
Зов предков
«Мои предки на протяжении веков жили в одном и том же поселении. Я сразу захотел туда приехать, впервые посетил Корино в 2019 году, а потом возвращался несколько раз подряд. Там живут замечательные люди, а местность мне очень нравится. И я понимаю, что ту же местность видело множество поколений людей, с кем у меня генетическая близость. В этом месте мне психологически комфортно, я называю это "зовом предков"», - признался Евгений.
По словам героя, мордва – трудолюбивый народ, не сидящий без дела. Его предки в летние месяцы часто работали вне дома, уходили далеко от поселений – к своим бортным угодьям. А сам исследователь теперь трудится без устали, переводя тексты старинных рукописей, и постранично восстанавливая историю нижегородского края.
«Исследование рода привлекло мое внимание к истории местности, и уже с 2018 года я начал заниматься краеведением. Моим первым проектом стала работа над публикацией писцовой книги 1677-78 годов, в которой были описаны все существовавшие тогда мордовские деревни, относившиеся к Арзамасскому уезду, центром которого был Арзамас, - рассказал Евгений. - Я не просто перевел книгу в текст, а постарался представить описание истории деревень, определить местоположение упомянутых географических объектов, а среди них много микротопонимов (названий полян, оврагов, ручьев), которые не показаны на современных картах. Мое задачей было сделать простое и понятное всем издание, я не стремился к академичности».
Еще Евгений увлекается аэросъемкой и снимки с квадрокоптера дополняет историческими сведениями, копиями старинных планов, что позволяет видеть местность с высоты птичьего полета и сразу узнавать о ней интересные факты.
Ознакомиться подробнее с работами Евгения Парадеева можно на его сайте или в группе ВКонтакте.
Наш герой подчеркнул, что исторические исследования оказываются интереснее детективов, ведь крупицы информации могут встроиться в общий контекст и поменять наше видение тех или иных событий. Из исторических личностей его больше всего мотивирует Иван Грозный, реконструкцией пути которого Евгений занимается уже несколько лет.
Поиски следов древней дороги помогают опровергнуть одну из ошибочных версий о происхождении Арзамаса, которая гласит, что город основал царь Иван Грозный прямо во время знакового похода 1552 года из Мурома на Казань, закончившегося поражением Казанского ханства. Этому Евгений Парадеев посвятил целую книгу. Анализ ранних исторических источников показал, что Иван Грозный не мог заложить этот город, поскольку проходил южнее от него, в районе села Красный Бор. Русская крепость на Арземасовом городище впервые упоминается в 1572 году и появилась при участии воеводы Никиты Еропкина. Подробнее об этом мужчина рассказал в интервью для группы «Нижегородская мордва».
Есть у исследователя и другие проекты, которыми можно гордиться.
«Мы в соавторстве с Александром Инжутовым, директором Шатковского краеведческого музея, показали, что Саровское городище XII-XIII веков в старину именовалось Пургасовым. Значит, оно может быть напрямую связано с летописным мордовским князем Пургасом, который противостоял князьям Северо-Восточной Руси в 1220-1230 годах до прихода монголов, - рассказал Евгений. - Ранее это городище называли столицей Пургасовой волости, но мы выстроили прямой мост к этому, личность Пургаса и его влияние на местную историю стали еще более осязаемыми».
Молодой человек признался, что первое время ему было очень непросто работать с архивными документами. Зато после тысячи листов различных рукописей он настолько привык, что спокойно читает с листа даже совсем неразборчивые почерки XVII века. Здорово помогают в этом деле и словари, позволяющие объяснять устаревшие и незнакомые слова.
На пути независимых исследований Евгения вдохновляют и поддерживают подписчики в соцсетях, с которыми можно подискутировать и поделиться интересными находками. Особое значение для нашего героя имеет и доверие к его работам профессионального научного сообщества. Больше всего Евгений благодарен руководителю комитета по делам архивов Нижегородской области Борису Пудалову и коллегам из Института истории имени Марджани в Казани.
Эрзяне и мокшане
Когда речь идет о мордве, принято различать эрзян и мокшан. Они отличаются друг от друга внешностью, территорией проживания, языком и традициями. Правда, эти субэтносы выделили уже после XVII века.
«Мне всегда казалось, что мокшане в большинстве черноволосые, а эрзяне – светлые. Но пример моей семьи показывает обратное – у всех волосы черные, как смоль, начиная с прапрадеда, фотографии которого я видел. Генетический тест показал, что мои ранние предки были с Западных Карпат (ныне – южная Польша), и я знаю, что для эрзян европейское происхождение характерно, а у мокшан генетика своя, более связанная с Поволжьем», - рассказал Евгений.
Но несмотря на существующую границу, имена в старину использовались схожие, бортничеством и лесными промыслами занимались все.
По словам Евгения, ассимиляция населения происходила на протяжении веков. Сначала в мордовских деревнях появлялись русские люди – бортники, параллельно возникали единичные новокрещены – те жители, которых крестили в христианство (за это часто давали льготы, послабления). В конце XVII века в деревнях на западе от Арзамаса уже произошло массовое крещение, и во многих поселениях к началу следующего столетия были русские имена. Корино и рядом расположенные Кардавиль с Понетаевком подверглись общему крещению в 1730-1740 годах. А деревни на востоке и юго-востоке от Арзамаса оставались некрещенным чуть дольше, и чувствуется, что в них сохранялись традиции.
«Чтобы ощутить связи с корнями, надо начать говорить с родственниками, прежде всего, пожилыми. Поверьте, они уходят раньше, чем мы того хотели бы. И все это стараться записывать. Мой дед умер в этом году, но я успел с ним поговорить о его прошлом, сделать записи (в том числе аудио и видео), они бесценны», - подчеркнул Евгений.
Узнать о своей культуре можно, проводя архивные исследования, читая книги про культуру и быт, узнавая о языке и истории народа. Сейчас эту задачу облегчает интернет. Например, музейные коллекции с фотографиями и предметами быта можно найти на сайте Госкаталог. Еще один простой вариант - окунуться в атмосферу народного праздника в одной из деревень Нижегородской области.
По словам Евгения Парадеева, в нашем регионе есть множество мест, где можно проникнуться мордовской культурой. На юге Нижегородской области это Шатковский краеведческий музей, где коллекцию с любовью поддерживает Александр Инжутов. Интересен музей в Дальнем Константиново, вокруг которого расселялась особая группа мордвы – терюхане. Культура чувствуется и в Лукояновском районе, где есть этнопарк с деревянными скульптурами мордовских богов и знаковых личностей, созданный Николаем Аношкиным. Можно посетить также традиционные мордовские деревни, такие как Какино (в Гагинском районе).
«Но, в целом, готового "мордовского" продукта в регионе нет – этим надо заниматься наравне с соседней Мордовией. С базой сложнее – в регионе мордва все-таки сильно обрусела. Зато материальной культуры много, поэтому фокус можно делать на истории местности и открыто говорить о роли мордвы в ней, - считает исследователь. - Удивительно, но аутентичные мордовские деревни можно найти в Башкирии, например. Представители народа переселялись все дальше от Среднего Поволжья, начиная с XVII века, и на удалении часто лучше сохраняли традиции».
Ранее редакция сайта pravda-nn.ru в спецпроекте «Память потомков» рассказала, чем живут нижегородские татары в наши дни, как изменились устои современных марийцев и что помогает местным чувашам продвигать родную культуру.