В ночь на 9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут из репродукторов раздалось знаменитое левитановское «Говорит Москва!..» Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил подписан. Всё. Победа! В Горьком в ту ночь шёл дождь, повисла пелена тумана. Но никто этого не замечал. Как скажут потом очевидцы, всё осветило солнце абсолютного счастья.
Первый бал
Бесценные свидетельства о том, как была встречена весть о Победе, – в газете «Горьковская коммуна». Все «с необыкновенным вниманием, с жадностью ловили каждое слово у репродуктора». И в ночи город засиял. Свет зажёгся, кажется, в каждом окне. Люди выбегали на улицы с криками: «Ура! Победа!» Все обнимались, смеялись и плакали.
«Город в одно мгновение наполнился счастьем. Оно плескалось, лилось через край, затопляя сердца, освещая улыбкой сияющие лица», а «дождь освежил разгорячённые лица и вымыл улицы перед великим праздником». На площади Минина и Пожарского «на балкон вынесли радиолу. И в четвёртом часу утра открылся первый праздничный бал».
Сообщение по радио о безоговорочной капитуляции Германии слушали рабочие ночной смены на всех заводах. На Красном Сормове победная весть «вихрем ворвалась во все цеха, к мартенам, прокатным станам, в большие пролёты механических цехов». В 8 часов утра на митинг собралось больше тысячи человек. Вспоминали, как 29 июня 1941 года из Горького на фронт уходил большой отряд добровольцев, и сормовичи пообещали им работать не покладая рук, а если потребуется – жить на заводе. «Своё слово они сдержали». В 1944 году завод дал в пять с половиной раз больше продукции, чем в 1940-м. Предприятие наградили орденом Ленина. Только за 1944 год ордена и медали получили 239 рабочих и инженеров Красного Сормова. И вот теперь они с криками «ура!» встречали весть о Победе.
«Невиданное ликование» было на заводе имени Сталина (известном нам как машиностроительный). «Всюду возгласы: «Слава Красной армии!», «Слава великому Сталину!». В цехе № 4 бригадир формовщиков Шилин на митинге сказал:
– Трудно выразить словами радость. Дня Победы мы ждали почти четыре года. Мы ни на минуту не теряли веры в неё. И мы её завоевали.
«С ликованием» встретили весть о капитуляции Германии на автозаводе. «Крики «ура!», слёзы радости, волнующие речи – всё это слилось в незабываемое торжество победителей, с честью вынесших великие испытания четырёх лет войны».
На заводе «Двигатель революции» уже через несколько минут после сообщения о победе «в одном из крупнейших цехов собрались более 700 человек, работавших в ночной смене. «Крики «ура!» долго не смолкали в огромном корпусе цеха», а после митинга «с песнями расходились рабочие по своим местам, чтобы закончить работу смены исторического дня».
Из тысячи орудий
9 мая главная газета области вышла с текстами Акта о военной капитуляции и Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая праздником Победы». Этот день был объявлен нерабочим (правда, с разъяснением: нерабочим – в 1945 году). Всем советским госучреждениям было предложено поднять на своих зданиях Государственный Флаг СССР.
Газета сообщала, что накануне, 8 мая, в Москве трижды давали салют: в 20.00 грянули залпы в честь войск 4-го Украинского фронта, занявшим город Оломоуц в Чехословакии, через час салютовали войскам 1-го Украинского фронта, взявшим Дрезден, а в 23.00 – войскам 2-го Украинского фронта, занявшим ещё два города в Чехословакии и два – в Австрии. В опубликованном 9 мая Приказе Верховного Главнокомандующего Сталина по войскам Красной армии и Военно-Морскому флоту предписывалось дать в честь Дня Победы 30 артиллерийских залпов из тысячи орудий. Двумя часами ранее в тот великий день были даны 24 залпа из 224 орудий в честь войск 1-го Украинского фронта – 9 мая в 4 часа утра они освободили Прагу.
В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Его текст вместе с положением о новой награде и её описанием также опубликовала «Горьковская коммуна».
Счастливое предзнаменование
А в Горьком, между тем, «красный цвет Победы пылал над городом», как и во всех городах и сёлах области. Повсюду были флаги.
Свидетелями торжества стали пассажиры первых прибывших в тот день в Горький поездов – из Москвы, Свердловска и Пензы.
По Волге в «первый рейс мирного времени» из нашего города отправился пароход «Тургенев». Капитан Ершов через газету пообещал «провести его образцово».
Кстати, именно работница Верхне-Волжского пароходства инженер Зоя Леонидовна Птицина и её муж инженер-конструктор ЦКБ Александр Семёнович Завьялов были названы родителями «первенца мирного времени» – у них родилась здоровенькая крепкая девочка. Её «первый крик совпал со словами о великой победе». Газета написала: «Вырастет девочка и будет с гордостью вспоминать, что родилась 9 мая 1945 года – в день Победы. Счастливое предзнаменование!..»