Горючая линия: как кстовский завод нефтепереработки перешёл от кризиса к развитию
Газета "Деловая Газета НП" №62 от 10.08.2020
Подписка на газетуРазвитие нефтепереработки оказало существенное влияние на всю экономику региона. В прошлом номере в рамках нашей рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода, мы вспоминали драматичную историю переговоров нашей области и Татарстана о создании межрегиональной нефтяной структуры. Но в течение нескольких лет давние партнёры не смогли договориться о составе учредителей и распределении долей в уставном капитале. И тогда у нижегородского завода, находившегося на грани банкротства, появился новый стратегический партнёр – «ЛУКОЙЛ».
Инвестиции в будущее
Отношения «НОРСИ» со структурами «ЛУКОЙЛа» складывались весьма конструктивно. Вагит Алекперов отмечал, что «минимальной для рентабельности завода
«НОРСИ» загрузкой считается поставка не менее 500 тысяч тонн нефти ежемесячно. Такие объёмы стали поступать на завод только с начала этого года» («Финмаркет», 04.09.2001). Это позволило выйти из кризисного состояния, хотя оставался непогашенным долг перед федеральным бюджетом в размере 1 млрд рублей.
При этом Алекперов отмечал, что завод остаётся инвестиционно привлекательным, хотя «трудно назвать предприятие с большой задолженностью инвестиционно привлекательным». Нужен инвестор, который поверит в перспективность завода и его руководства и пойдёт на комплексную модернизацию предприятия, которое в этом случае сможет конкурировать с ведущими НПЗ страны. Очевидно, что таким инвестором может стать «ЛУКОЙЛ».
Заинтересованность «ЛУК-ОЙЛа» во взаимодействии с «НОРСИ» состоит в том, что «ресурсная база «ЛУКОЙЛа» составляет около 80 млн тонн нефти в год, а мощности трёх российских заводов позволяют переработать около 25 млн. Покупка «НОРСИ» даст возможность увеличить объёмы переработки и поддержать российский рынок нефтепродуктов» («Финмаркет», 04.09.2001).
Всё идет по плану
Этим планам суждено было сбыться: в 2010 году газета «Ведомости» описывает два крупных инвестиционных проекта «крупнейшего НПЗ «ЛУКОЙЛа» – «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза» на 2,3 млрд рублей». Эти проекты призваны повысить степень очистки нефти и глубину её переработки. Эта статья так и называется – «Бензин становится чище». Оба проекта планировалось завершить в том же 2010 году.
Рост объёмов производства и высокие цены на энергию привели к тому, что в 2014 году «ЛУКОЙЛ планирует построить собственную генерацию мощностью 200 – 300 МВт для своего крупнейшего НПЗ в Нижегородской области к 2017 году или позже» («Коммерсантъ», 27.11.2014).
В 2015‑м появилось сообщение о том, что «Нижегородский НПЗ снизит переработку на 2 млн тонн» («Правда ПФО», 26.06.2015). Позднее это сообщение получило более подробное объяснение: «ЛУКОЙЛ» прекрасно понимает, что нижегородский завод находится ближе всего к самому крупному рынку моторного топлива – московскому региону. Поэтому НПЗ должен производить максимальное количество бензина и дизеля, а не битума, кокса или мазута, востребованных в Сибири и на экспортных направлениях. Кстовский НПЗ должен делать бензин и дизель для внутреннего рынка» («Коммерсантъ», 05.06.2018).
Работа на перспективу
В связи с этим «ЛУКОЙЛ» осуществляет инвестирование в нижегородскую площадку и планирует вложить более $1 млрд до 2021 года. «Благодаря реализации проекта глубина переработки нефти вырастет с текущих 77% до 94%, а выход светлых нефтепродуктов повысится с 64% до 74% при сокращении выпуска мазута» («Коммерсантъ», 05.06.2018).
«Строительство нового комплекса переработки нефти «ЛУК-ОЙЛа» на Нижегородском НПЗ оценивается в 90 млрд рублей. Однако в условиях новых санкций США, затрагивающих нефтепереработку, есть доля вероятности, что голландско-американские и итальянские технологии будут под запретом, что может удорожить, а возможно, и остановить проект» («Нефтегаз», 23.08.2018).
Тем не менее поступательное развитие Кстовского НПЗ осуществляется без остановок, завод вписывается в стратегию развития региона и страны. В наиболее сложный период 1990‑х годов, когда переработка нефти составляла всего 4 млн тонн в год, завод был загружен примерно на 17% от плановой мощности. «Ситуация кардинально поменялась в 2003 году, когда было принято решение о вхождении завода в состав компании «ЛУКОЙЛ». Для предприятия наступил период устойчивого и поступательного развития, технического перевооружения и обновления действующих мощностей. За последние 15 лет в модернизацию и реконструкцию предприятия было вложено 117 млрд рублей, и каждый год был отмечен определёнными вехами в развитии» («Коммерсантъ», 05.09.2018).