«Хождение по мукам» и самая красивая фабрика в Европе: что известно о Ромодановском вокзале
Накануне 800-летия Нижний Новгород готовится принять много гостей из разных уголков страны и, возможно, мира. Чтобы с легкостью сориентироваться в новом городе и проникнуться его атмосферой, редакция сайта «Нижегородская правда» предлагает туристам неформальный путеводитель «Нижний в кармане» для молодых и легких на подъем компаний. А коренным нижегородцам он позволит открыть в любимом городе что-то новое.
Поскольку первое, на что люди обращают внимание, приезжая в новый город – это вокзал, мы приглашаем всех увидеть место, куда прибывали поезда более 100 лет назад.
Ныне не действующий Ромодановский вокзал построили в 1903 году. Необходимость в нем появилась после проведения в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. В «карман» России на ярмарку стекались люди и финансы со всей страны. А новый железнодорожный вокзал соединил Нижний Новгород с Мордовией, Татарстаном и Украиной.
В местности, через которую проложили рельсы, подземные воды часто провоцировали оползни. Для решения этой проблемы при строительстве железной дороги на протяжении всего участка «Ромодановский вокзал – Мыза» в горе вручную пробили дренажные штольни. Всего их насчитывается 39, длина самой глубокой превышает 1,5 км. Эти сооружения можно увидеть и сегодня. В свое время проект системы кооптажных штолен участка Московско-Казанской железной дороги даже получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже.
Местные диггеры любят путешествовать по заброшенным штольням. Один из них во время прогулки под землей даже нашел железную дорогу.
Позднее в Нижнем Новгороде обсуждался проект, предполагавший соединение двух городских вокзалов туннелем, который должен был проходить под Окой, но дальше идеи он не продвинулся.
Ранее на сайте «Нижегородская правда» были опубликованы воспоминания нижегородцев о Ромодановском вокзале и железной дороге. Пассажирам, в особенности детям и женщинам, приходилось не только наслаждаться красивыми видами за окном по пути, но и волноваться: казалось, что поезд может скатиться под откос в реку.
В феврале 1974 года вокзал решили закрыть из-за несчастного случая. Несмотря на все меры предосторожности, сильный оползень все-таки перекрыл железнодорожную линию и опрокинул трамвай. Так ранее многолюдный Ромодановский вокзал опустел.
Заброшенное здание долгие годы находилось в плачевном состоянии. Но 2003 году оно перешло владельцу — одной из крупнейших в Европе компании по производству пластиковых карт «НоваКард». Историческое строение было отреставрировано. За проделанную работу реконструкторов наградили бронзовым дипломом международного фестиваля «Зодчество-2005».
О том, чем теперь живет Ромодановский вокзал, рассказал новый собственник Владимир Крупнов. Кстати, видеоэкскурсия – одна из немногих возможностей увидеть здание изнутри. В настоящее время туристы и местные жители очно могут оценить только его фасад.
Сейчас в этом районе люди гуляют редко, зато кинематографистам он приглянулся. Например, на Ромодановском вокзале проводились съемки сериала по произведению А. Толстого «Хождение по мукам» и фильма «Мать» с Инной Чуриковой.
Также этой осенью он стал точкой притяжения для ценителей искусства и послужил локацией фестиваля аудиовизуального искусства INTERVALS TEASER 2020. В октябре там прошел показ инсталляции Сергея Лободина и Ивана Горохова.
Остается только догадываться, какую роль в жизни Нижнего Новгорода будет играть это историческое здание через несколько лет. Но в преддверии 800-летия города бывший вокзал продолжает так или иначе соединять людей. Здесь производят SIM-карты, которыми мы пользуемся изо дня в день, чтобы связаться с близкими. И в этом же месте собираются любители искусства, чтобы вместе прикоснуться к прекрасному. К тому же Ромодановский вокзал остается точкой притяжения туристов и бизнеса.
Другие локации неформального путеводителя, составленного редакцией сайта «Нижегородская правда», доступны в сюжете Нижний в кармане.