III фестиваль графики откроется сегодня в Нижнем Новгороде
Автор проекта, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор, рассказывая о будущем фестивале (12+), отметила, что графика – вид искусства, с которым в жизни сталкивался каждый из нас, рисуя карандашом на листе бумаги.
«В собрании каждого музея графики на порядок больше, чем живописи или скульптуры. Но её мало показывают, потому что графика очень чувствительна к свету и её можно демонстрировать не более трёх месяцев в год, а потом нужно прятать в папочку, чтобы сохранить», ‑объяснила Анна Гор. Такие бережно хранимые папочки и раскроют музеи для посетителей фестиваля.
В этом году он соберёт воедино четыре выставки. Первая, «Юбилей. Технология и мифология круглых дат», откроется уже сегодня в Арсенале. На ней будут представлены архивные материалы к 225-летию Александра Пушкина, печатная графика и медиа-арт художника и поэта Евгения Стрелкова, который переосмыслил творчество поэта, создав необычные экспонаты. Тут и музыка зданий Санкт — Петербурга, которую можно услышать, надев наушники, и оживающий на экране проект гигантского здания в виде памятника Пушкину, на каждом этаже которого располагаются связанные с поэтом локации, и необычные экспонаты, связывающие пушкинскую пору с днём сегодняшним. Руководитель «Арсенала» Александр Комаров обещает, что это самая интересная из выставок. А 29 августа в Арсенале откроется выставка «Города Георгия Гольца». На ней покажут работы архитектора, художника и сценографа Георгия Гольца, которые он создал в 1910 – 40‑х годах. В экспозицию войдут предметы из коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
«Совершенно неожиданно у нас получилась перекличка – и в Арсенале и в Художественном музее у нас будут выставки, посвящённые архитекторам. Имя Гольца для многих не говорит ни о чём. Он работал в 20 – 30‑е годы и у него были гениальные проекты. На многих конкурсах они побеждали, но построено по ним было очень мало. На афише нашего фестиваля здание на Яузе в Москве, которое точно построено по его проекту, но в основном его гениальное наследство осталось только на бумаге. Самое интересное, что он участвовал в конкурсе на строительство Соцгорода у нас, на Автозаводе, и на нашей выставке мы покажем, как бы мог выглядеть Соцгород, если бы победил его проект. А ещё он много работал для театра, и эту темы мы тоже раскроем на выставке», — отметил директор Арсенала.
Архитектору посвятит выставку и Художественный музей. Заключительной выставкой проекта в ноябре станет экспозиция «Фёдор Шехтель: неизвестный нижегородский проект». Как она будет выглядеть в итоге, пока не знает никто, даже её организаторы. Выставка приурочена к 165-летию со дня рождения архитектора и расскажет о неосуществлённом проекте Фёдора Шехтеля — здании Губернского земского музея.
«У Шехтеля это единственный полноценный музейный проект. Он участвовал в проекте музея Пушкина, но как один из авторов концепции, а Земский музей должен был открыться в память 300-летия дома Романовых, но не был реализован. И вся авторская папка к этому проекту, которая состоит из 53 листов, хранится в нашем музее. Её мы зрителям никогда не показывали, только четыре листа входили в выставку о Серебряном веке, Эти листы покажут, что Шехтель был виртуозом не только как архитектор, но и как художник. У него абсолютно виртуозная архитектурная графика, чертежи, планы, рисунки и даже авторская записка, где он описывает свою идею и концепцию здания, которое должно было быть выполнено в любимом Шехтелем Псковско — Новгородском стиле», – рассказала заместитель генерального директора художественного музея Ирина Миронова
В этом году к фестивалю графики присоединился «Русский музей фотографии. Там 17 августа откроется выставка «Диптихи: образ города Горького в конце 1950‑х — начале 1980‑х годов».
«Для нас это важно, потому что фонды «Русского музея фотографии» бережно хранят письма открытки и различные печатные техники фотографии, которые мы бы хотели представить в итоге людям. Я думаю, что в перспективе мы взяли бы на себя ответственность за создание различных специализированных проектов в рамках фестиваля. А на пока мы представим выставку работ Владимира Машкова, который около 30 лет работал фотокорреспондентом ТАСС, исколесил всю страну и стал летописцем города Горького. Его работы с помощью резцов, скальпелей, ручки и карандашей Юлианна Кулугур превратила в коллажи, чтобы интерпретировать и погрузиться в мир его художественной фотографии», — приоткрыла тайну будущего творческого тандема директор «Русского музея фотографии» Ксения Федосеева-Царицынская.
Этот проект позволит любителям фотографии по ‑новому взглянуть на классическую фотографию.