Имидж региона как антикризисная технология
На дворе — чарующая новогодняя пора. Время эмоционально-чувственных оценок и ожиданий. Они выражаются нами как в реакциях удовлетворения или неудовлетворенности чем-либо, так и в образах скорого будущего. Вот и получается, что сейчас как раз тот момент, когда диалог об имидже «родной Нижегородчины» (В. Шанцев) более чем уместен. 2009 год не скрывает своей напряженности. Как же регион сможет с ней сладить и создать свою «стратегию неуязвимости»? Только не пугайтесь: суть нашего разговора не в абстрактном конструировании тех или иных направлений, качеств и свойств области, делающих ее привлекательной для других. Не в страшилках новых рисков или «пересмотре планов» развития. Да, и как заметил недавно В. Путин, главное сейчас — это исполнение обязательств по уже реализуемым программам. В этом ключ. Имидж Нижегородчины нам важен как уникальная, нетрадиционная и даже в чем-то неформальная технология, позволяющая решать конкретные проблемы и задачи по противодействию следствиям мирового кризиса.Злободневность и дискуссионность темы в таком контексте (почему автор и приглашает к диалогу) определяется рядом обстоятельств. Многогранность глобализации и ее последствий, к примеру, еще до конца не изучены. На поверку выходят выводы преимущественно промежуточные. Один из них гласит: государствам как основным субъектам международных отношений становится все труднее контролировать процессы, происходящие на перекрестке экономической, политической и других не менее специфических сфер деятельности. В таком формате государственные границы выступают в роли не более чем формального фактора. Он фактически не регулирует и слабо ограничивает протекающие через границы потоки в виде денег, товаров, информации, людей и технологий.С легкостью перемахнул «полосатые столбики» и кризис. Однако особую обеспокоенность вызывает уменьшение контроля над этими потоками со стороны государств и региональных правительств. А значит, приобретение утраченных возможностей другими участниками, которые нередко являются теневыми игроками указанных отношений. О ком речь, надеюсь, понятно. В равной мере, как и то, что в условиях глобализации, да еще и кризиса, основные ресурсы государственного управления заметно сужаются.Такая ситуация не может не быть источником нестабильности, вызовов и даже угрозы безопасности как национальной, так и региональной. Но вот парадокс: общие установки имиджа страны, области (если они, извините, идентифицированы населением) на обеспечение стабильности и управляемости обществом, адаптивности властей к вызовам извне и изнутри и т. д. сохраняют свое значение и в кризисной обстановке. В то же время их реализация требует нестандартных способов и техник управления.В таком ракурсе современные аспекты имиджа РФ и ее субъектов на ближайшие 1,5 – 2 года должны формироваться особенно тщательно и публично. Если с последним пунктом все ясно, то относительно первого (специально для начальников) подчеркну. В основе его выработки как антикризисной технологии лежат, методика последовательной спецификации кризисов и факторов, их обуславливающих, оценка их динамики на всех стадиях принятия решений. С той лишь поправкой, что последствия глобализации (того же кризиса мировой финансовой системы) не являются единственной первопричиной негативных явлений в нашей стране. Но они могут выступать в качестве их катализатора.Имидж Нижегородской области всегда имел свою специфику. И прежде, и ныне. В годы губернаторства Б. Немцова его отличал реформаторский задор. Сейчас — инновационный «замах». Он представляет собой важный структурный компонент российской политики, определенную форму внутреннего капитала региона и механизм его приумножения. Однако в кризисной среде этого недостаточно.Имидж региона только потускнеет, если посредством деятельности управляющих он не будет решать ключевые задачи текущего момента — «сбережение квалифицированных кадров» (Д. Медведев); «сохранение компетенции и ресурсов» (В. Шанцев). Непонимание, как он работает в качестве антикризисной технологии, напрямую связанной с управлением и мобилизацией населения, не снимает с властей ответственности. В первую очередь за то, что нынешний имидж области не является фактором влияния на кризисные процессы и бреши в региональной безопасности. Потому и содержит в себе противоречивые эффекты.С другой стороны, созданный имидж воздействует на взаимовыгодное сотрудничество и инертное развитие области. В поступательном плане содействует росту ее благополучия и позитивной репутации в стране и за ее пределами. В данном случае целесообразно говорить об использовании имиджа в качества элемента «мягкой силы» региона. Он направлен на продвижение и защиту наших, нижегородских интересов как внутри страны, так и на международной арене.Однако нынешний перекос в виде антикризисной «неоперативности» имиджа нужно и необходимо срочно устранять. Ибо впоследствии укрепившийся образ можно будет только корректировать и очень трудно изменить. В этом смысле решающее значение для определения конкретных техник и типов реакции на различные виды и фазы развития кризисных ситуаций имеет целевая ориентация. Если она у нас, к примеру, как у А. Солженицына, — «сбережение народа», то, несмотря ни на что, «Россия регионов» все преодолеет.