Иностранные IT-компании могут «приземлить» в России
Госдума рассмотрит законопроект о «приземлении» иностранных IT-компаний в российской юрисдикции. Владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что данные официальные представительства должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории РФ.
Авторы инициативы отмечают, что она призвана обеспечить равные условия исполнения законодательства для российских и зарубежных игроков отечественного цифрового рынка. В противном случае возникает ситуация, когда одни играют по правилам: локализуют персональные данные россиян на территории РФ, работают с российскими пользователям. В свою очередь, иностранные компании, фактически подчиняясь законам зарубежных юрисдикций, имеют возможность игнорировать российские законы и за счет этого получать преимущество перед российскими конкурентами.
По оценкам экспертов, российский рынок и по объёмам аудитории и по доходам для компаний стабильно входит в топ‑5/топ-10 всех крупнейших интернет-платформ. Иностранные IT-компании получают в России значительную прибыль, продавая рекламу, обрабатывая персональные данные россиян и таргетируя на них рекламные посты. Отчетность о полученной на россиянах прибыли при этом не предоставляется.
Подобная ситуация, в которой иностранные компании работают «в серую», уклоняются от уплаты налогов, недопустима, считают эксперты. Крупные игроки цифрового рынка должны легализоваться в российском правовом поле, открыв
официальные представительства на территории РФ.
- Сегодня цифровое пространство стало неотъемлемой частью нашей жизни. А Россия — одна из самых привлекательных стран для ведения интернет-бизнеса – отмечает директор ГАУ НО «Центр координации проектов цифровой экономики» Владимир Распопов. — В нашей стране высокая доля пользователей разного контента от аудиовизуального до игрового. Отсюда у пользователей появляется потребность защищать свои права, в том числе, в сети Интернет. Так в работе с иностранными ИТ-компаниями может возникнуть ситуация, когда физического представительства у компании на территории РФ нет. И решение спора может откладываться на неопределенный срок. Такая работа усложняет взаимодействие: иностранные компании, фактически подчиняясь законам зарубежных юрисдикций, могут игнорировать российские законы. Уравновесить права на цифровом рынке как раз и помогут дополнительные требования к иностранным IT-компаниям. В частности, в первую очередь наличие физического представительства компании на территории РФ. Кроме того, для нарушителей эффективной мерой может стать запрет на ограничении деловой активности: ограничение рекламы и проведения платежей в адрес недобросовестных иностранных IT-компаний.
Создание иностранными IT-компаниями российских юридических лиц позволит решить также проблему обеспечения цифровых прав россиян – сейчас гражданам сложно защитить их в российском суде в случае нарушения (блокировки аккаунтов и т.д.).
Многие страны уже ввели жесткие меры по «приземлению» международных компаний на своей территории, получив положительный эффект.
Руководитель ассоциации iCluster Марат Мухарьямов уверен, что данная инициатива может как затруднить вход на российский рынок иностранных IT-сервисов, так и создать преференции для российских компаний.
- Глобально подобная практика ведется уже сейчас: в Китае и в США невозможно вести бизнес без подобной регистрации и наличия юридического лица на территории государства. Важно соблюсти баланс между открытостью и защитой национальных интересов. Любой перекос вреден как для экономики отдельного государства, так и глобально для развития всей IT-отрасли. Особенно важно обратить внимание на стартапы и начинающие IT-компании, для которых подобные ограничения могут привести к существенному повышению порога входа на рынок и ограничению конкуренции. Высока вероятность, что западные страны воспроизведут аналогичные зеркальные меры относительно российских компаний. Поэтому подобные инициативы нужно внимательно прорабатывать с точки зрения долгосрочных глобальных последствий, — подчеркнул Марат Мухарьямов.
Эксперты полагают, что официальные регуляторы должно обладать набором мер, направленных на финансовое воздействие, выражающееся в ограничении рекламы и проведения платежей в адрес недобросовестных иностранных интернет-компаний.
«Наши основные заказчики — госструктуры на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Мы занимаемся глубокой автоматизацией их внутренних процессов и налаживаем их информационное взаимодействие с гражданами с использованием цифровых инструментов. На уровне государственных закупок информационных систем уже действуют совершенно правильные, на мой взгляд, ограничения по работе иностранных компаний с государственными учреждениями. Это нужно было делать намного раньше! И дело не в облегчении конкуренции, а в том, что наши с вами данные, как граждан, которые обрабатываются в государственных информационных системах, могут вполне легко уйти за границу. Именно за счет того что иностранные компании работают вне российского правового поля, а их представительства в РФ, на деле, оказываются совершенно не правомочны и не ответственны за действия головных зарубежных компаний. Особенно, когда это им не выгодно. Точно так же действуют многие «развитые» иностранные государства. Практически невозможно зайти к ним со своими решениями, если у тебя не открыто полноценное представительство в их юрисдикции. Наши иностранные «коллеги», как всегда, грешат двойными стандартами. Сюда же можно добавить налоговую нагрузку и госрегулирование — когда на тебя это распространяется, а на иностранную компанию нет, это не рыночные условия. Все должны работать в одинаковых условиях. В целом, считаю инициативу совершенно правильной», — полагает заместитель директора по развитию ООО «Бинго-Соф» Илья Астахов.