Инверсия искусства: смотрим, как прошло открытие выставки лауреатов премии Кандинского
В Нижнем Новгороде открылась выставка работ лауреатов ежегодной национальной премии в области современного искусства – знаменитой премии Кандинского. Она приурочена к 800-летию города и собрала воедино 14 работ победителей премии разных лет.
16+
Основатель премии Шалва Бреус на открытии выставки отметил, что предыдущая выставка проводилась в Барселоне, когда премии было всего семь лет, в этом году премия празднует юбилей – 15 лет. И работы, показанные в Нижнем, фиксируют историю отечественного искусства, значимой частью которого стала и сама премия.
- Здесь представлены ударные работы — Гран-при премии за 15 лет. Это сливки, это верхний уровень нашего искусства. Мы надеемся, что выставка, стартовав в Нижнем Новгороде, продолжит свою жизнь в других городах нашей страны, — отметил Бреус.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подчеркнул, что проведение выставки станет важной частью юбилейного года.
- За прошедшие годы лауреатами премии стали многие яркие авторы. Теперь у нижегородцев и гостей города есть уникальная возможность увидеть ретроспективу этого насыщенного пути. Мне хочется поблагодарить организаторов выставки и пригласить на неё всех, кто любит искусство, — сказал губернатор.
Экспозиция выставки выстроена в обратном порядке. Она начинается с самых современных проектов, а заканчивается работами лауреатов последних лет. Начинается она с работы художника, графика и автора перформансов Андрея Кузькина «Молельщики и герои». Это инсталляция, в которую вошли сотни фигурок из хлеба – прообразов плоти Христа. Каждая из них — философское осмысление действительности. Несколько больших фигур, словно облитых кровью, взирают на маленькие. Это плоть и кровь, слитые воедино.
Работа Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта» объединяет три выставки, проходившие в разных музеях.
- В археологическом музее в Палермо он встраивал свои чаши, вазы, своих странных тотемных героев — прямо в пространство этой археологической экспозиции. И не каждый зритель мог распознать, что является настоящим древним артефактом, а что является произведением современного художника, — рассказала куратор выставки Ирина Горлова
Работа Александра Бродского « Дорога» переносит зрителя в вагон мчащегося поезда. Ветерок, тряска, позвякивающий стакан с подстаканником, тапочки, которые ждут владельцев и… нары вместо полок. Каждый додумывает смысл инсталляции сам.
Одной из самых эффектных композиций на выставке стала метафорическая инсталляция Гриши Брускина «Время Ч». Это монументальный рассказ о враге во всех его ипостасях: враждебное государство, классовый враг, враг подсознания, «другое» как враг, «неизвестное» как враг. Чем-то она напоминает картины Брейгеля – на переднем плане изображены тощие собаки, символизирующие смерь и нищету и толстые мыши, символы ненасытности и разрушения. Оказывается, тема Брейгеля неслучайна.
- Одна из работ, вошедших в композицию, прямо отсылает к Брейгелю, это работа «На краю», на которой у обрыва слепой человек с палочной, а рядом с ним человек в противогазе. А вот удерживает он слепого, или сталкивает в пропасть, решать вам, — хитро улыбается художник.
А мышей он трактует как символы времени, которые идут сквозь века, и в то же время символы эпидемий. Есть в композиции и мальчик в медицинской маске, которая сегодня печально знакома всем жителям мира.
Работа, созданная в автором 2012 году, словно предвидит день сегодняшний. И этот дар провидца изумляет.
Некоторые образы художнику навеяли плакаты гражданской обороны, которые сопровождали его детство. Но военная палатка в разрезе становится Платоновой пещерой, обитатели которой в плену времени. Впрочем, все фигуры композиции метафоричны. А одна из них возвышена – борьба Якова с ангелом.
- Эта борьба не с ангелом, по сути это – борьба с богом. И она венчает работу. Враг может быть разный, но если твой враг – ангел, ты обязательно будешь побеждён, но это поражение – победа для человека, – заявил художник.
Отделяет инсталляцию от зрителя колючая проволока – символ опасности и отделения миров.
- Это как тридевятое царство, царство мёртвых за избушкой Бабы Яги, из которого нет возврата, тот самый мир, где существует время Ч, — объясняет художник.
Переходя из зала в зал, всё больше чувствуешь метафоричность образов. На выставке также представлены работы Павла Пепперштейна, Ирины Наховой, группировки ЗИП, Вадима Захарова, Анатолия Осмоловского и других лауреатов премии. О каждой из них можно почитать на сайте премии.
Зрители могут стать частью истории выставки — в одном из залов располагается работа Юрия Альберта Moscow Poll — она представляет ряд урн для голосования с вопросами, на которые можно дать ответы и поместить листик с ними в урну.
Все вопросы, так или иначе, касаются искусства. К примеру, можно ответить на вопрос – искусство ли то, что вы видите на выставке.
Ранее cайт pravda-nn.ru рассказал, что в Нижнем Новгороде появился уникальный экскурсионный маршрут по подземельям кремля.