Инверсия искусства: смотрим, как прошло открытие выставки лауреатов премии Кандинского

В залах Арсенала представлены только работы, получившие Гран-при
В Нижнем Новгороде открылась выставка работ лауреатов ежегодной национальной премии в области современного искусства – знаменитой премии Кандинского. Она приурочена к 800-летию города и собрала воедино 14 работ победителей премии разных лет.
16+
Основатель премии Шалва Бреус на открытии выставки отметил, что предыдущая выставка проводилась в Барселоне, когда премии было всего семь лет, в этом году премия празднует юбилей – 15 лет. И работы, показанные в Нижнем, фиксируют историю отечественного искусства, значимой частью которого стала и сама премия.
- Здесь представлены ударные работы — Гран-при премии за 15 лет. Это сливки, это верхний уровень нашего искусства. Мы надеемся, что выставка, стартовав в Нижнем Новгороде, продолжит свою жизнь в других городах нашей страны, — отметил Бреус.

Работа Андрея Кузькина «Молельщики и герои» получила Гран-при в этом году
ФотобанкГубернатор Нижегородской области Глеб Никитин подчеркнул, что проведение выставки станет важной частью юбилейного года.
- За прошедшие годы лауреатами премии стали многие яркие авторы. Теперь у нижегородцев и гостей города есть уникальная возможность увидеть ретроспективу этого насыщенного пути. Мне хочется поблагодарить организаторов выставки и пригласить на неё всех, кто любит искусство, — сказал губернатор.
Экспозиция выставки выстроена в обратном порядке. Она начинается с самых современных проектов, а заканчивается работами лауреатов последних лет. Начинается она с работы художника, графика и автора перформансов Андрея Кузькина «Молельщики и герои». Это инсталляция, в которую вошли сотни фигурок из хлеба – прообразов плоти Христа. Каждая из них — философское осмысление действительности. Несколько больших фигур, словно облитых кровью, взирают на маленькие. Это плоть и кровь, слитые воедино.

Основатель премии Шалва Бреус надеется, что выставка продолжит свою жизнь в других городах России
ФотобанкРабота Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта» объединяет три выставки, проходившие в разных музеях.
- В археологическом музее в Палермо он встраивал свои чаши, вазы, своих странных тотемных героев — прямо в пространство этой археологической экспозиции. И не каждый зритель мог распознать, что является настоящим древним артефактом, а что является произведением современного художника, — рассказала куратор выставки Ирина Горлова
Работа Александра Бродского « Дорога» переносит зрителя в вагон мчащегося поезда. Ветерок, тряска, позвякивающий стакан с подстаканником, тапочки, которые ждут владельцев и… нары вместо полок. Каждый додумывает смысл инсталляции сам.

Каждый может ответить сам, куда ведет эта «Дорога»
ФотобанкОдной из самых эффектных композиций на выставке стала метафорическая инсталляция Гриши Брускина «Время Ч». Это монументальный рассказ о враге во всех его ипостасях: враждебное государство, классовый враг, враг подсознания, «другое» как враг, «неизвестное» как враг. Чем-то она напоминает картины Брейгеля – на переднем плане изображены тощие собаки, символизирующие смерь и нищету и толстые мыши, символы ненасытности и разрушения. Оказывается, тема Брейгеля неслучайна.
- Одна из работ, вошедших в композицию, прямо отсылает к Брейгелю, это работа «На краю», на которой у обрыва слепой человек с палочной, а рядом с ним человек в противогазе. А вот удерживает он слепого, или сталкивает в пропасть, решать вам, — хитро улыбается художник.
А мышей он трактует как символы времени, которые идут сквозь века, и в то же время символы эпидемий. Есть в композиции и мальчик в медицинской маске, которая сегодня печально знакома всем жителям мира.

Метафорические образы Гриши Брускина во многом навеяны мотивами Брейгеля
ФотобанкРабота, созданная в автором 2012 году, словно предвидит день сегодняшний. И этот дар провидца изумляет.
Некоторые образы художнику навеяли плакаты гражданской обороны, которые сопровождали его детство. Но военная палатка в разрезе становится Платоновой пещерой, обитатели которой в плену времени. Впрочем, все фигуры композиции метафоричны. А одна из них возвышена – борьба Якова с ангелом.
- Эта борьба не с ангелом, по сути это – борьба с богом. И она венчает работу. Враг может быть разный, но если твой враг – ангел, ты обязательно будешь побеждён, но это поражение – победа для человека, – заявил художник.

Глеб Никитин назвал проведение выставки в Нижнем Новгороде важной частью юбилейного года
ФотобанкОтделяет инсталляцию от зрителя колючая проволока – символ опасности и отделения миров.
- Это как тридевятое царство, царство мёртвых за избушкой Бабы Яги, из которого нет возврата, тот самый мир, где существует время Ч, — объясняет художник.
Переходя из зала в зал, всё больше чувствуешь метафоричность образов. На выставке также представлены работы Павла Пепперштейна, Ирины Наховой, группировки ЗИП, Вадима Захарова, Анатолия Осмоловского и других лауреатов премии. О каждой из них можно почитать на сайте премии.

Юрий Альберт «Мoscow Poll», премия 2011 года
Зрители могут стать частью истории выставки — в одном из залов располагается работа Юрия Альберта Moscow Poll — она представляет ряд урн для голосования с вопросами, на которые можно дать ответы и поместить листик с ними в урну.
Все вопросы, так или иначе, касаются искусства. К примеру, можно ответить на вопрос – искусство ли то, что вы видите на выставке.
Ранее cайт pravda-nn.ru рассказал, что в Нижнем Новгороде появился уникальный экскурсионный маршрут по подземельям кремля.