Site icon Нижегородская правда

Исследовательница «Красного просвещенца» рассказала, как квартал пережил второе рождение

31 января в Доме архитектора в Нижнем Новгороде решится судьба квартала «Красный просвещенец». Жители обсудят возможные варианты развития территории с вековой историей. Долгие годы о квартале не вспоминали — второе «открытие» культурного наследия состоялось благодаря неожиданным находкам Ксении Зобниной.

Портал в квартал

Началом проекта “Красный просвещенец” можно считать 3 января 2021 года. Ксения заболела коронавирусом и временно самоизолировалась в деревянном доме на улице Невзоровых.

«Я выросла в девятиэтажке в соседнем квартале. Эта улица была мне с детства знакома — там пролегал мой ежедневный маршрут. Мне всегда нравилась эта улица, деревья, цветущие по весне сады, но я никогда не обращала внимания на стоящие чуть в стороне деревянные дома, практически не встречалась с жителями. Для меня, местного жителя, попадание в дом стало культурологическим шоком», — поделилась Ксения.

Квартира стала «порталом» в квартал. Время в деревянном доме как будто давно остановилось. Там сохранились старинные книги, посуда, рисунки 80-летней давности и даже архив семьи владельцев квартиры за 100 лет.

Квартира стала «порталом» в квартал
Квартира стала «порталом» в квартал
Фото: redprosvet.info

«Удивила роскошь этого дома для 1928-го года, где уже тогда было водоснабжение, ванна, печное отопление — по две печи на каждую квартиру и сад. Живешь в центре города, каждая квартира в доме имеет свой участок земли в пять соток для собственного сада», — поразилась исследовательница.

Спрятанная история

Ксения прожила в квартале год. О своем неожиданном открытии исследовательница рассказала знакомым из культурной среды. История квартала заинтересовала многих. Городская исследовательница Ира Маслова даже решила присоединиться к изучению вместе со своим проектом «Городские экспедиции».

Весной 2021 года проект стал частью программы «Культурный район» и получил грантовую поддержку. В совместном исследовании нижегородки хотели рассказать историю домов, спрятанных от глаз посторонних в центре города.

«Мне захотелось эту историю бережно приоткрыть городу через стенд в квартале с QR-кодами, чтобы не вторгаться в приватную жизнь. Также было интересно узнать, кто же эти люди, которые здесь живут, и о которых я всю жизнь ничего не знала», — пояснила Ксения.

Совместное исследование Ксения и Ирина начали со статей в газетах. Из заметок исследовательницы узнали, что в 2002 году квартал хотели снести, но местные жители отстояли «Красный просвещенец». Некоторые факты о строительстве квартала тоже удалось найти в печатной прессе.

Далее исследование продолжилось в архивах. Там к проекту присоединился историк-любитель Андрей Загоскин, который раздобыл много новых архивных материалов об истории строительства квартала. Еще одним источником информации стали местные жители: с ними общалась Ксения.

«На базе этих истории был создан сайт, страницы для QR-кодов и запущен проект. В процессе разговоров мы создали соседский чат, совместно с Ирой. Отсюда сложилось сообщество. Позже к этому сообществу, когда пошел разговор о КРТ, присоединились жители с улицы Генкина и началась уже другая история — история комплексного развития территории и будущего квартала», — рассказала автор проекта-исследования.

Новая жизнь

«Красный просвещенец» — квартал-эксперимент 1928 года, расположенный в границах улиц Невзоровых, Ашхабадской, Белинского и Тверской. Нижегородская интеллигенция — врачи, профессоры, архитекторы объединились в кооператив и построили на окраине города 14 деревянных и 2 кирпичных дома.

Двухэтажные дома состоят из 4 квартир с тремя комнатами и верандой. В каждую из квартир ведет отдельный вход-подъезд, к которому примыкает мини-садик.

«Часть квартала ближе к улице Генкиной — это совсем другая застройка, многоквартирные дома барачного типа. Изначально в этих двух кварталах заложен антагонизм разного жилья с разными жильцами. Когда появился вопрос КРТ, эта разница стала очевидной, потому что именно в рамках КРТ эти части попытались объединить», — пояснила исследовательница.

Проект-исследование заинтересовал многих местных жителей. Обитатели квартала создали чат, стали больше общаться. Новый 2022 год жители встречали вместе: украсили квартал, построили ледяную горку.

Осенью местные жители даже реализовали собственный проект — камерный фестиваль уличного и пространственного искусства «Сказки Просвещенца», в котором приняли участие 11 художников.

«Безусловно, периодически хочется вновь включиться в эту историю, но я понимаю, что все что могла — уже сделала. Дальше — выбор во многом за жителями, хозяевами места и администрацией, которая отвечает за лицо города», — поделилась Ксения.

Сохранить природу

Сейчас исследовательница включается в новые проекты. В сентябре Ксения участвовала в организации фестиваля «АртЛуга».

«Было удивительно увидеть большое количество нижегородцев, которые с огромным интересом участвовали в экскурсиях и лекциях экологов, биологов, ботаников и изучали эту территорию совместно друг с другом», — отмечает нижегородка.

Фестиваль проходил на уникальной территории, которая тянется от Гребного канала до Кстова — в Артемовских лугах. Природная локация интересна обилием птиц, животных и флорой.

Через Артемовские луга проходит одна из пяти заливных пойм Волги, которая сохранилась в первоначальном, естественном состоянии. Большая часть реки превратилась в водохранилища со стоячей водой. Естественное течение Волги сохранилось лишь на небольшом отрезке от Городца до Работок.

«Сейчас идет речь о строительстве Восточного обхода на этой территории, что полностью изменит экосистему этого места и мы лишимся одного уникального кусочка, который мог бы тоже стать лицом нашего города, даже наравне с Кремлем», — уверена Ксения.

По мнению нижегородки, эту территорию можно сделать рекреационной зоной с элементами природоохранных точек, где гнездятся редкие виды птиц.

«Меня волнует город, волнует его будущее, волнуют территории, в которых заложен и исторический, и культурный потенциал, которые можно очень легко уничтожить и невозможно восстановить. Мне бы хотелось, чтобы к таким территориям подходили с большим вниманием и использовали их, как уникальный ресурс во благо всего города, меняя его лицо, создавая новые точки интереса», — заключила исследовательница.

Exit mobile version