Кайдзен-тайны Toyota
Японские промышленные гиганты заслуженно стали образцом ведениябизнеса. Мода на производственную систему «а‑ля Тойота» добралась идо нашей страны. Тем более интересно получить информацию из первых рук, отсамих сынов Страны восходящего солнца.Неудивительно, что семинар «Кайдзен – логистика»,проведённый вице-президентом компании Toyota Engineering Corporation СудзукиКацухико (на фото), который более 40 лет проработал в корпорации, собрал немалослушателей. Самое интересное из доклада гостя IV международного бизнес-саммитана страницах деловой газеты «НП».Процветать нужно сообщаВ основу взаимодействия с поставщиками были положены двапринципа, сформулированные Киитиро Тойода как «сосуществование» и«сопроцветание»: «Необходимо взять за правило то, что, если мы определяем длясебя завод-поставщик, мы его не меняем и прикладываем все возможные усилия дляобеспечения роста показателей этого предприятия».Среди своих партнёров компания поддерживает здоровуюконкуренцию. Каждый год Toyota, а значит, и её поставщики, должна снижать ценупродукции на один процент. Корпорация-лидер внимательно следит за чёткимисполнением этого правила. Раз в полгода проводятся совещания по корректировкецен.Брак – процесс не производственныйУменьшение себестоимости достигается непрерывнымсовершенствованием процесса производства, снижением издержек. У членовАссоциации, как и на самой Toyota, действует разработанная более полувека назадфилософия того, что на Западе называют «бережливым производством», а в Японии –«производственной системой Toyota» (TPS). Ее суть докладчик свёл к двумпонятиям: «точно во время» (just in time, JIT) и «автономизация» («дзидока»).Основные правила JIT сводятся к упорядочиванию производственного процесса,определению такта производства исходя из необходимого количества.Это означает, что производится только то, что востребованорынком, никаких модных в Советском Союзе перевыполнений плана и излишнихзагрузок складских помещений. Только покупатель, как конечное звенопроизводственной цепочки, определяет, сколько автомобилей, а значит, икомплектующих, нужно выпустить.Автономизация предполагает исключение брака в принципе насамой «гембе», то есть негодная деталь не должна поступать на следующее звенотехнологической цепочки, а в конечном итоге – на сборочный конвейер. В случаепоявления брака линия просто останавливается. Таким образом, качествостановится частью самого производственного процесса.Издержки снижаются в кружкахДля поставки деталей внутри завода наиболее эффективнымявляется использование транспортных средств для перевозки большого количества разноговида деталей. Поэтому предпочтительнее использовать тягачи, своеобразныеавтопоезда, на каждой платформе которых можно разместить различные грузы. Дляпредотвращения повреждений груза применяется компактная, удобная упаковка безпотери пространства. Важно также чёткое обозначение адреса получателязапчастей.Для внедрения «бережливого производства», по-японски«кайдзен», у поставщиков организуются, как и у лидера, «кружки качества». Наэтих собраниях рабочие могут предлагать свои пути снижения издержек,оптимизации производства. Каждое предложение поощряется в зависимости от егоэффективности денежными премиями. Кроме того, практикуется ротация рабочих,чтобы каждый овладел несколькими операциями, был способен заменить принеобходимости товарища.Доверие без проверокСпециалистами корпорации выработана схема SCM (механизмуправления цепочкой поставщиков), которая помогает увеличить прибыльпредприятия за счёт контроля над прохождением информации и продукции в общемпроцессе, начиная с поставок сырья и комплектующих, заканчивая производством,логистикой и продажами.Несмотря на дух конкуренции среди поставщиков, Toyota неоставляет и отстающих, оказывая последним всяческую поддержку. Она сводится кчетырём пунктам: повышение качества, внедрение TPS, разработка новой продукциии поддержка в период её запуска.Работа с поставщиками приносит свои плоды. Если раньше,говорит Судзуки Кацухико, Toyota проверяла качество при приёме продукции, недоверяя партнёрам, то теперь контроль ведётся на месте самими поставщиками.