С каждым годом российские маркетплейсы привлекают всё больше продавцов: только за 2023 год площадки заняли более 70% на рынке интернет-платформ. Кроме того, Wildberries и Ozon попали в десятку мировых маркетплейсов и привлекли более 300 млн уникальных заходов в месяц.
Это неудивительно: популярность площадок обуславливается лёгким доступом к широкой аудитории, простотой интерфейса и возможностью быстрого масштабирования на готовой инфраструктуре платформ.
Но всё не так просто. Часто селлеры боятся использовать внешнее финансирование для развития бизнеса, не следят за оборачиваемостью продукции и не сравнивают план с фактом. В этом материале эксперт сервиса «Финансист» рассказал о пяти ошибках торговцев на маркетплейсах и о том, как их исправить.
1. Страх перед займами
Существует мнение, что бизнес практически не может существовать без кредитов. Отчасти это так — кредиты дают конкурентное преимущество и позволяют сделать рывок вперёд. Но часто предпринимателей отпугивают займы — они не понимают, как и за счёт чего возвращать долги.
Как решить
Даже простая финансовая модель способна показать предпринимателям, сможет ли бизнес потянуть кредит. Моделирование помогает определить срок выплаты кредита, посильные условия и процентную ставку.
2. Игнорирование собственных каналов продаж
Нередко продавцы на маркетплейсах сконцентрированы только на продвижении своих продуктов. Они не занимаются развитием собственных каналов продаж и теряют часть маржи на условиях площадок, таких как комиссии, транспортировка или штрафы.
Как решить
Предпринимателям следует уделять больше внимание своим каналам продаж. Это позволит сохранить больше выручки в организации.
3. Отсутствие контроля над оборачиваемостью
Часто селлеры забывают контролировать оборачиваемость запаса продукции. Проще говоря, не считают, сколько времени проходит от закупки до получения денег с продажи товара. Порой этот срок может быть слишком длинным, и активы компании просто бездействуют без пользы.
Как решить
В «Финансисте» рекомендуют уменьшать сроки оборачиваемости. Для этого можно провести ABC и XYZ-анализы, которые покажут, у каких товаров быстрый оборот, а с какими нужно поработать.
4. Отсутствие план-факт анализа
Запуск бизнеса на маркетплейсе часто очень стремителен: от создания концепции нового продукта до его выпуска на рынок может пройти всего месяц, после чего начинаются продажи. Важно, чтобы продавцы могли систематически оценивать плановые показатели и сопоставлять их с текущими данными, иначе бизнес ждёт хаос и стагнация.
Как решить
Чтобы эффективно управлять бизнесом на маркетплейсе, нужно регулярно анализировать и сравнивать плановые и текущие показатели. В этом помогут инструменты аналитики и отчётности, такие как CRM и ERP-системы или BI-платформы.
5. Отсутствие контроля за остатками и сроками годности
Часто продавцы рассчитывают на полную продажу всего закупленного товара, но продуктам свойственно портиться. Это может существенно исказить финансовые показатели и прибыльность в отчётности.
Как решить
Чтобы минимизировать потери, важно включать нормы убытков и потерь товара в финансовую модель бизнеса. Контроль за остатками у поставщика также критичен. Для корректного отражения реальных расходов и прибыли в отчётности необходимо вовремя учитывать убытки от порчи и краж на складе.
Реклама. ООО «Финансист». ИНН 7841050595 fin-ctrl.ru