Как выбрать репетитора и не ошибиться
Газета "Нижегородская правда" №68 от 03.10.2018
Подписка на газетуРепетиторы плотно вошли в жизнь сегодняшних школьников и их родителей. Сейчас нас скорее удивит тот факт, что ребёнок окончил школу и ни разу не воспользовался услугами репетитора, чем то, что с третьеклассником дополнительно занимаются специалисты сразу по нескольким предметам.
По оценкам экспертов, количество предложений от репетиторов в Нижегородской области в этому году выросло почти на треть. Но как же среди этого многообразия выбрать того, кто принесёт пользу именно вашему ребенку?
Методом проб и ошибок
Как выяснилось, несмотря на обилие предложений, сделать это непросто. Ведь учитель должен не только знать материал, но и уметь донести его в доступной форме, заинтересовать ученика и главное – переживать за результат.
– Прежде чем мы нашли своего репетитора по английскому языку, сменили трёх педагогов, – рассказывает мама восьмиклассника. – Первая учительница была опытной, имеющей педагогический стаж, но как только ребёнок собирался к ней на урок, она звонила и говорила о том, что занятие не состоится, потому что сегодня у неё давление. Помыкавшись месяц, мы отказались от её услуг. По знакомству вышли на второго педагога. Она работала в школе, и характеризовали её как сильного учителя. К сожалению, тоже не сложилось. Нередко было так: ребёнок пришёл на занятие, дверь открывает 19-летняя дочь репетитора, которая заявляет: мама на педсовете, так что сегодня с тобой (с ребёнком) позанимаюсь я. Потеряли ещё пару месяцев. В конце года нашли молодую девушку, которая тут же принялась задавать большие домашние задания и ставить за это оценки. И всё же в итоге нам повезло. Уже три года мы занимаемся с любимым педагогом, который привил любовь к языку и помог добиться приличных результатов.
Одним словом, имейте в виду, что если вам понадобился репетитор, то на его поиски может уйти довольно много времени, и без метода проб и ошибок тут не обойтись.
Можно и без профессора
Все ищут репетиторов разными способами. Кто-то через знакомых, другие – используя информацию в блогах, на форумах, в социальных сетях, третьи – через специализированные сайты. В любом случае люди ориентируются на отзывы тех, кто уже занимался у данного педагога. И это правильно.
А вот зацикливаться на регалиях учителя, данных о том, что человек жил и работал за рубежом, наконец, возрасте, не стоит. Это не всегда залог успеха. Иногда молодой и увлечённый преподаватель может справиться с поставленной задачей ничуть не хуже.
Цена тоже не всегда является показателем качества. Если вы считаете, что наняли самого крутого преподавателя в городе и платите ему 1500 рублей за занятие, то ваш ребёнок уже на 100 процентов поступил в вуз, вы глубоко заблуждаетесь. Всё очень индивидуально. Кстати, не стоит выбирать репетитора, который заявляет, что он гарантирует поступление в высшее учебное заведение, в противном случае вернёт деньги, который предлагает первый урок бесплатно или обещает интенсивный курс обучения за те же деньги. Всё это больше напоминает рекламные акции, на которые уважающий себя учитель не пойдёт.
С детей ответственности не снимайте
Выбирая педагога, определитесь для чего вы его нанимаете. Если ваша задача подтянуть восьмиклассника-троечника по школьной программе, то вряд ли вам нужен преподаватель, который готовит к поступлению на физический факультет мотивированных детей из физико-математического лицея.
Не перекладывайте на репетиторов всю ответственность за успеваемость своих школьников.
– У меня есть ученик. Он в четвёртом классе, – говорит Марина, репетитор по английскому языку. – К сожалению, ребёнок совсем ничего не учит. Я не могу на занятиях тратить время на то, чтобы выучить с ним неправильные глаголы. Дома тоже нужно заниматься, иначе не будет результата. Уже разговаривала с родителями ребёнка. Если дело так пойдёт и дальше, то буду вынуждена отказаться от занятий с ним.
Многие спорят: должен ли репетитор задавать домашние задания? В этом случае всё решается индивидуально.
– Мы обычно приходим к компромиссному решению, чтобы не сильно загружать ребёнка и в тоже время отрабатывать материал, – уточняет репетитор. – Поэтому задания задаю на выходные или на каникулы.
Полный комплект
Часто родители, наняв репетитора, ждут сиюминутного результата. Мамы и папы считают: сходил к педагогу дополнительно – принеси пятёрку. Но как, если в знаниях существенные пробелы? На то, чтобы их восполнить, потребуется время.
Частое заблуждение – репетиторов нельзя менять. Можно и нужно. Даже если в течение длительного времени у ребёнка был прекрасный педагог, с которым он отлично развивался, достиг определённых результатов, но теперь занятия стали не столь эффективными, надо искать другого преподавателя. Только так можно подняться на следующий уровень, продвинуться вперёд.
Если вы решили, что вашему ребёнку нужен репетитор, помните: почти все педагоги набирают учеников в начале учебного года, поэтому если вы ещё не определились с выбором учителя для своего школьника, то самое время поторопиться, иначе свободных часов может не остаться.
Кстати
По статистике к услугам репетиторов прибегает около 30 процентов семей, в которых есть дети. С каждым годом эта цифра увеличивается. Среди младших школьников репетитор есть у каждого пятого ученика (чаще по английскому языку), в среднем звене – у каждого третьего (среди лидеров репетиторы по алгебре и геометрии, на втором месте – по английскому, на третьем – русскому языку, также выбирают дополнительные занятия по физике). Среди старшеклассников с репетиторами занимается каждый второй ученик (в приоритете математика, английский, русский и те дисциплины, по которым учащийся планирует сдавать ЕГЭ).
В среднем стоимость часа обучения (60 минут) в Нижнем Новгороде — 400 – 500 рублей, полтора часа – 700 рублей. Соответственно, если ребенок занимается два раза в неделю или у него репетиторы по двум предметам, расходы на эти услуги составят около 1000 рублей за неделю. Впрочем, есть и более дорогие предложения – 1500 рублей за 90 минут. Цена зависит от возраста ребёнка, выбранной дисциплины и статуса репетитора.
Грамотный педагог должен понимать, что все люди разные, а значит, к каждому нужен свой подход.