Княгинино? Чем хуже Оксфорда?
Да ничем, уверен Анатолий Евгеньевич Шамин, ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического института. Княгинино справедливо называют самым студенческим городом Европы: по количеству студентов относительно общего числа жителей ему нет равных. Семь лет назад в небольшом райцентре был открыт Нижегородский государственный инженерно-экономический институт. Его учредителем является областное правительство, а функции учредителя выполняет региональное министерство образования. Сегодня это самый молодой вуз нашей области и единственный в России, который работает в сельском районе. — Чем отличается НГИЭИ от многих других учебных заведений профессионального образования? С этого вопроса и началась наша беседа с ректором, доктором экономических наук, профессором А. Е. Шаминым. — Прежде всего тем, что у нас триединая схема подготовки кадров. Мы объединили три направления профессионального образования — высшего, среднего и начального. Акцент сделан на подготовку специалистов инженерных, управленческих и рабочих профессий. Именно в таком многоуровневом обучении и заключается специфика вуза. Наш институт не отраслевой, а региональный. Он ориентирован прежде всего на сельскую молодежь. Большинство студентов — дети из сельских семей с низким уровнем достатка и социальной защищенности. Поэтому обучение у нас бесплатное. На бюджетные места четырех факультетов — инженерного, экономического, среднего профессионального образования, начального профессионального образования — ежегодно поступает около 400 абитуриентов из районов Нижегородской области и соседних регионов. Сейчас в институте обучаются 1772 студента. Более 50 человек — в аспирантуре, 6 человек — в докторантуре. — Каких специалистов готовите? — Мы готовим кадры для работы не только в сельхозпредприятии и фермерских хозяйств, но и перерабатывающих, организаций местного самоуправления, финансовых структур, милиции, налоговых органов, казначейства. Наши выпускники востребованы на рынке труда: 98 процентов из них остаются работать в регионе, в том числе более 80 процентов — по специальности в сельской местности. Постоянно ведем исследования рынка труда и образовательных услуг, рассматриваем возможности и необходимость введения новых образовательных программ. В институте часто бывают главы районов, они встречаются со своими студенческими диаспорами, рассказывают ребятам о перспективных рабочих местах, присматриваются к будущим молодым специалистам.- Проблема преподавательских кадров, едва ли не самая главная для любого молодого вуза. Вероятно, и ваш институт она не обошла стороной. Как решали ее в небольшом городке Княгинино? — Семь лет назад, когда вуз открывался, это действительно была едва ли не самая основная проблема. И ее удалось неплохо, на наш взгляд, решить. Очень помогли и сейчас помогают ученые, которые родились и выросли в Княгинине. В свое время в райцентре была очень сильная средняя школа. Многие ее выпускники поступали в горьковские и московские вузы, затем ушли в науку. Вот мы и пригласили земляков читать лекции. И не один не отказался. А всего у нас на 10 кафедрах работают 16 профессоров, 53 кандидата наук. Подросли и свои преподавательские кадры. Молодые ученые защищают диссертации, остаются работать в родном институте. В рамках областной целевой программы социальной поддержки молодых специалистов 23 преподавателя нашего вуза получили квартиры и автомобили. — Как изменилась материально-техническая база института? — При активной поддержке регионального министерства образования она постоянно совершенствуется. Ежегодно за счет реконструкции и переоборудования имеющихся помещений вводятся новые учебные аудитории и лаборатории, начато строительство нового учебного корпуса. Совершенствуется информационное обеспечение. Институтская библиотека насчитывает свыше 55 тысяч экземпляров современной учебной и методической литературы. Заключены договоры на информационное обслуживание с Российской государственной библиотекой им. Ленина, Росстатом, компанией «Росинформагротех», работает электронная библиотека. У нас прекрасные компьютерные классы, в которых более 150 компьютеров. Есть доступ в Интернет. С 2006 года участвуем в эксперименте «Федеральный интернет-экзамен», что позволяет объективно оценивать и повышать качество образования.- Анатолий Евгеньевич, ваш вуз активно взаимодействует с работодателями, контактирует с научными и образовательными учреждениями. Что дает такое сотрудничество? — Нашим стратегическим партнером в части повышения квалификации и переподготовки специалистов является региональное министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. Совместно ежегодно проводим ярмарки вакансий, которые помогают выпускникам находить работу. Заключены договоры о сотрудничестве с предприятиями АПК региона, в которых студенты проходят производственную и преддипломную практику и куда затем трудоустраиваются. Договоры о прохождении практики заключены также с Ростсельмашем и Горьковским автозаводом.Год назад к НГИЭИ присоединен Большемурашкинский профессиональный лицей № 106 в качестве факультета начального профессионального образования и производственного обучения, что позволяет решать важнейшую стратегическую задачу создания многоуровневого, многопрофильного образовательного комплекса и подготовки высококвалифицированных кадров массовых профессий.У студентов появилась возможность получать дополнительное образование. Так все выпускники инженерного факультета осваивают рабочие профессии — тракториста и водителя автомобиля, многие — сварщика и слесаря. Быстрыми темпами развивается учебное хозяйство института, где около 700 гектаров пахотных земель. Здесь совершенствуют навыки работы с техникой студенты инженерных специальностей. Помимо практики в сельхозпредприятиях региона большинство студентов закрепляют теоретические знания еще и на крупнейших российских и зарубежных промышленных предприятиях. Наши ребята уже стажировались в Польше, проходили практику в Германии, на заводе «Гримме» и в фермерских хозяйствах. Некоторые обучаются в магистратуре университета Вайнштефан. У нас налажены контакты с предприятиями Голландии и Болгарии.