Когда далекое становится близким
Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный, который развивает интеллект, расширяет кругозор и развлекает. При этом минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, даже такой маленький поселок, как Вахтан. Поскольку значительным ресурсом культурно-познавательного туризма являются музейные собрания, именно Вахтанский историко-природный музей взял на себя центральную роль в организации такой формы туристической работы. В последние годы образ музея стал постепенно приобретать новые черты, и из складов экспонатов, доступных лишь посвященным, музеи стали превращаться в своеобразные центры ненавязчивого образования, патриотического воспитания и «умственного» досуга. Так произошло и с Вахтанским историко-природным музеем, директор которого Валерий Иванович Саадаков разработал и внедрил новый культурно-познавательный маршрут для школьников. «В последнее время увеличился интерес к истории сельских населенных пунктов, к своей родословной, к своей малой родине, — поясняет Валерий Иванович, — ведь малая родина в жизни человека — главная родина, потому что из детства идет формирование понятия Родины как государства, в котором мы живем. Но мало любить свой край, надо еще хорошо знать его историю. А через изучение истории, через свой род и через своих предков люди приходят к пониманию своего места в жизни, к осознанию, кто мы есть, где мы есть и что с нами будет». Поэтому познание истории родного края школьники начинают с историко-природного музея, где на площади в 528 квадратных метров представлено 530 экспонатов, размещенных в 14 залах. Экспозиция музея шаг за шагом рассказывает о вехах становления и развития поселка Вахтан, возникновение которого обязано постройке в первые годы советской власти в глухих Ветлужских лесах экстракционно-канифольно-скипидарного завода — первенца индустриальной химической промышленности. Удивительно, с какой тщательностью продумана экспозиция каждого зала, рассказывающего о том или ином периоде истории этого края. Здесь можно увидеть портрет первого жителя поселка Кузьмы Огурцова, познакомиться с работами краеведа П. С. Березина и рассмотреть пожелтевшие от времени фотографии первой улицы, первого магазина, первой больницы, первого народного дома. А еще можно узнать, что существует несколько версий названия поселка. По одной из них слово «вахтан» происходит от растения вахта трехлистная, которая произрастает в нашей местности, по другой — слово «вахтан» принадлежит монгольскому языку и означает «стоянка». Документальные экспонаты и фотографии иллюстрируют многочисленные орудия труда и предметы быта того времени: лучковые пилы 30‑х годов, кирки и лопаты, хомуты и обозные колеса, жировые светильники и железнодорожные масленки. Много здесь разнообразной техники: есть раритетные радиоприемники, телефоны, радиолы, телевизоры и печатные машинки, а также утюги, самовары, часы, духовые инструменты, самодельные гармони и патефоны, один из которых заводится, и тогда со старой пластинки звучит чудный голос Руслановой. Большой блок экспозиции посвящен трудовым подвигам вахтанцев в годы Великой Отечественной войны, и здесь же представлен огромный список погибших в войне жителей поселка и окрестных деревень. Афганцам также уделено большое внимание. Как и известным вахтанцам. Один из залов стилизован под крестьянскую избу, где есть и русская печь, и ткацкий станок, и нехитрая утварь, и домотканая одежда. А в любимом зале младших школьников можно увидеть представителей растительного и животного мира этого таежного края. И центральной нитью через всю экспозицию прослеживается уважительное отношение к человеку рабочей профессии, Мастеру с большой буквы — Профессионалу. Как в далеких, так и близких путешествиях ребятам помогает эрудированный гид С. А. Стародубова. Однако экскурсией по музею дело не ограничивается и дополняется презентацией, подготовленной по той или иной тематике, обычно приуроченной к праздничной дате. В. И. Садаков признается, что у ребят такие мероприятия вызывают огромный интерес, и во время мероприятий в актовом зале музея стоит мертвая тишина, которая взрывается шквалом вопросов, когда на встречу приглашаются интересные земляки. Дальше туристический маршрут пролегает в недавно построенный в поселке храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Валерий Иванович ненавязчиво объясняет школьникам основы православия, рассказывает о правилах поведения в церкви, куда следует пройти и кому поклониться. И по его словам, посещение храма, особенно если там идет служба, оказывает на детей поистине волшебное действие — они становятся спокойнее, умиротвореннее и добрее.Дальше путь учащихся лежит в выставочный зал, где дети не только знакомятся с художественными произведениями местных художников и мастеров, но и с удовольствием приобретают разнообразные поделки, буклеты и диски об истории края. А завершающей точкой в этом культурно-познавательном маршруте является вкусный обед. По единодушному мнению педагогов из шахунских школ, прошедших по этому маршруту, он не только экономичный и познавательный, но и очень увлекательный. Не случайно в поселок Вахтан теперь стремятся школьники из всех близлежащих районов.