Когда стрижка приводит к конфликту
Недавно позвонила мне знакомая и рассказала о своей дочери, в слезах вернувшейся из школы. Девятиклассница сделала модную асимметричную стрижку, в школьном коридоре ее заметила директор и устроила разнос: ? Чтобы завтра же пришла на уроки с нормальной головой! ? Я больше в школу не пойду, ? как отрезала девушка. Этот случай, конечно, несопоставим с недавней трагедией на Ставрополье, когда постоянные издевки учительницы и плохие оценки по ее предмету довели подростка до самоубийства. Но случаи морального унижения ? а иначе нельзя назвать поступок директора ? в наших школах встречаются. Бывает, учитель, зная, что не получит отпора, дает ребенку обидное прозвище, то невзлюбит и начнет занижать оценки, о повышении голоса, то бишь крике, даже не говорю ? такое на каждом шагу. Часто внешний порядок, дисциплина, хорошие показатели в красивых школах оборачиваются душевным дискомфортом детей. Где даже модная стрижка воспринимается как вольнодумство. Но в случае критических ситуаций родители, как правило, не вступают в борьбу с учителем и, чтобы еще больше не травмировать ребенка, переводят его в другую школу. С другой стороны, работу учителя в сегодняшней школе можно приравнять почти что к работе в экстремальных условиях. Нынешние дети более информированны, независимы, для них порой нет авторитетов и, что скрывать, более агрессивны. Опять же множество проблемных, неполных семей или внешне благополучных, но где думают в первую очередь, как накормить и одеть. Нашим детям катастрофически не хватает внимания и любви. Недаром они просиживают у компьютеров, стараясь найти друзей в «Контакте» или до одури играя в виртуальные игры. Все это негативно сказывается на психологии ребенка. И со всеми этими проблемами ребенок идет в школу, где проводит большую часть дня. А какой учитель ждет ребенка в школе? Не подумайте, что я хочу очернить всех преподавателей подряд. Среди них немало действительно прекрасных учителей с большой буквы, только в нашей Нижегородской области за два прошедших года победителями национального образовательного проекта стали 400 учителей. Они отдают детям свои знания, свое сердце. Мне довелось в свое время 7 лет поработать в школе и понятия «учить», «воспитывать» считались неразделимыми. И помню, как огорошили признания одной из нынешних «коллег», учителя информатики: ? Воспитанием должны заниматься родители. А я считаю себя только урокодателем. Вот именно урокодателем, а не учителем, который каждый день, каждым своим уроком и поступком, по словам героя Вячеслава Тихонова из прекрасного старого фильма «Доживем до понедельника», должен доказывать, что он достоин этого звания. А таких горе-урокодателей на пушечный выстрел к школе не подпускать. У учительской профессии сегодня нет престижа. Только представьте, если сын или дочь заявят после окончания школы: «Пойду в учителя». Обрадуетесь? То-то, отговаривать начнете. Вот и тянут «школьный груз» в основном женщины. Много среди них предпенсионного и пенсионного возраста. Молодых мужчин на мизерную зарплату в школу никакими коврижками не заманишь. В одной из поездок по Нижегородской области познакомилась в сельской школе с 23-летним учителем физкультуры, который пришел работать в школу, чтобы от армии «откосить». А ведь профессия учителя, как никакая другая, удивительная. «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени?» Сколько великих людей и простых смертных через всю жизнь пронесли имена своих любимых учителей, которые не просто учили русскому языку и математике, рисованию и природоведению, но учили жизни в самом широком смысле этого слова. Учитель, можно сказать, ? стратегическая профессия в государстве, ведь школа и семья вкупе должны вырастить гражданина. О гражданственности и патриотизме в стране в последнее время стали говорить все чаще. И если государство будет заботиться о престиже учительской профессии (а это в первую очередь обеспечение достойной зарплатой и жильем), то скоро в школу придут новые Макаренки, бесконечно преданные детям, которые никогда не причинят боль ребенку. Комментарий Виктор Шмелев, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области: ? Фактов физического или морального насилия в отношении детей со стороны учителей, которые бы поступили к нам, в министерство, в обозримом прошлом не было. Не так давно закончилась «горячая линия» по вопросам министерства (в первую очередь связанная со школьными поборами. ? Прим. автора). Из 130 звонков лишь один сигнализировал о грубости педагога. Родитель пожаловался на учителя, который считает его ребенка неадекватно реагирующим на замечания и недостаточно занимающимся по предмету. В случае сообщения, даже анонимного, связанного с конфликтной ситуацией между учеником и учителем, учителем и родителем и т. д., мы обязательно выезжаем на место и разбираемся. Слава Богу, нас миновали трагические случаи ? недавний на Ставрополье или прошлогодний в Ленинградской области, когда школьники покончили с собой из-за педагогов. Хотя в школе сегодня работать непросто ? немало сложных детей, высокие требования, непривлекательная зарплата, но нашим учителям, в основном женщинам, хватает такта и терпения, чтобы не доводить до кризисных ситуаций.