Колобки, трудолюбие и бабушкин сундук: как нижегородские чуваши заявляют о себе
Любовь к своему народу у каждого человека своя. Одни тоскуют по родине, другие — вспоминают далеких предков. А для кого-то – это ночи без сна и творчество без границ. Но в любом случае с годами осознание своих корней приходит к каждому. Так считает героиня новой статьи из серии «Память потомков» от редакции сайта pravda-nn.ru.
В этот раз речь пойдет о чувашах — шестом по численности народе Нижегородской области. Большинство чувашей живут в Большемурашкинском, Бутурлинском и Вадском районах. Некоторых представителей народности также можно встретить в Арзамасе, Сарове, Богородске, на Бору, в Володарском районе. А нам и в Нижнем Новгороде посчастливилось встретить женщину, которая делает все (и даже больше), чтобы о ее народе знали и говорили все.
Алина Артемьева родилась в селе Красные Четаи Чувашской республики. Окончив школу, переехала учиться и работать в столицу Приволжья. Трудилась на ГАЗе, отучилась на юриста, создала семью, родила троих детей… А сейчас ее знают, как основательницу «Местной чувашской национально-культурной автономии Нижнего Новгорода» и руководителя эстрадно-фольклорного ансамбля «Нижегородские чуваши» при местной автономии.
Для душевного спокойствия
С малой родины Алина привезла в наш город семейные и народные традиции. Например, каждое Рождество чуваши пекут йава (по-русски это значит колобок). Исторически это блюдо связано с культом плодородия, подается на масленицах и свадьбах. Такому рецепту родители до сих пор обучают своих детей.
«Помню, когда я была еще маленькой девочкой, бабушка будила меня рано утром. Обычно в 4 утра наши родители вставали, это сейчас городские жители такое уже с трудом представляют. И мы с другими детьми становились в рядочек около стола, начинали крутить тоненькое тесто, резать ножечком эти маленькие колобочки. Отправляли их в печь, а потом уже добавляли сахар и сироп. Это на самом деле очень вкусно. Йава готовится чисто на молоке», — вспоминает Алина.
Теперь нижегородка печет колобков со своей семьей. Попробовать их приготовить может каждый желающий.
Кроме того, в семье Алины по сей день принято готовить чувашский национальный пирог — хуплу. На Яблочный спас и на Троицу тоже всегда занимаются выпечкой и ходят на кладбище. В наши дни большинство чувашей православные. А исторически (до присоединения к Русскому государству) народ был языческим. Существовала система многобожия с верховным богом Тура, а также анимизм — вера в одушевленность природных объектов. У чувашей-язычников были необычные обряды. Например, в память об усопших они исполняли танцы на углях, а чтобы доказать свою невиновность или насолить обидчику, могли даже совершить самосожжение. Уж такой это беззлобный и жертвенный народ. К счастью, теперь эти «горячие» традиции ушли в прошлое.
«Сейчас можно выделить два качества чувашей – трудолюбие и скромность. Чуваш готов работать круглосуточно, это я даже по себе могу сказать. А еще мы дружелюбный народ. Гостей любим, принимаем очень правильно — хлебом и солью, и провожаем достойно — квасом», — рассказала наша героиня.
Родину и народ Алина любит не только на словах. И в 2013 году «для душевного спокойствия» решила вместе с другими энтузиастами создать собственную организацию в Нижнем Новгороде. Теперь женщина транслирует народную культуру не только своим детям, но и всем заинтересованным горожанам. К юбилею организации она планирует наградить всех участников «Чувашской автономии» и провести благотворительный концерт.
10 лет спустя
«Мы официально зарегистрировались 13 марта 2013 года. Сразу же возникла идея фольклорный ансамбль создать. Я лично всех обзванивала, приглашала. Многие отказывались, ссылаясь на то, что нет времени или образования музыкального. Тем не менее 13 человек я смогла набрать, и с тех пор стараемся держаться вместе. Ситуации разные бывают: кто-то приходит, кто-то уходит. Это нормально. Но мы стараемся быть яркими, красивыми, представлять нашу культуру в любимом городе», — поделилась Алина.
Сейчас в местной чувашской автономии состоят жители не только Нижнего Новгорода, но и Бора, Богородска. По статистике 2010 года, в нашем городе числилось всего 2 тысячи представителей народности. Для города-миллионника это «капля в море». В регионе есть 4 чувашские деревни — в Воротынском и Пильнинском районах. В общей сложности в Нижегородской области проживает около 9 тысяч чувашей (данных переписи 2021 года пока нет в свободном доступе). Не так много, зато представительство яркое.
«У нас в ансамбле есть мастерицы, которым нравится шить. Они и головные уборы делают, и вышивают. Это не у всех получается – нужно было у бабушек, дедушек перенять, у прабабушек. У кого-то еще руки идут, у кого-то нет. Некоторые наряды мы покупали, некоторые сами делали, некоторые я достала из бабушкиного сундука», — призналась Алина.
По словам нашей героини, народы многое заимствуют друг у друга. Поэтому на чувашских народных платьях можно увидеть цветы, как и у соседей-марийцев. При этом у каждого района есть свой традиционный наряд. И даже по наряду можно понять, где родилась девушка, относится она к верховым или низовым чувашам. Особое значение имеют и головные уборы. Незамужние девушки носят тухью, а после свадьбы — хушпу. Такие шапочки украшаются бисером и монетами (исторически — серебром).
С песней по жизни
Алина рассказала, что ансамбль создала, не имея музыкального образования. Он держится на любви к народу и энтузиазме участников. Чтобы чувашская культура была представлена наравне с другими народными коллективами города и страны, приходится многим жертвовать — семьей, временем, деньгами. Зато как колоритно и мощно выглядят нижегородские праздники, когда там встречаются разные народы… И жители города, которые посещают эти мероприятия, уже знают «коронные» номера чувашского коллектива. От их задора ноги сами идут в пляс.
«Ансамбль – это мое детище. Я за него очень сильно переживаю, это мой «четвертый ребенок». Скажу честно, в нем люди не простые, все со своим характером. Но я стараюсь всегда держать баланс. Спокойный и уравновешенный руководитель – то, что нужно любому коллективу. Поэтому он до сих пор существует, радует своим творчеством», — поделилась нижегородка.
Если перевести тексты чувашских песен, можно заметить, что они о любви к родному краю и родным. Правда, чтобы прочувствовать их в полной мере, многим людям требуется время.
«Сейчас молодежь на первое место ставит карьеру. А сохранение культуры, языка – приходит со временем. Если в человеке это заложено, то однажды ему начнут нравиться и наряды, и язык. И он захочет уже говорить на своем языке. Возможно, сначала он будет стесняться. Все-таки мы в русском городе живем — как бы не смотрели косо. Молодежь старается больше на русском говорить. Но мы делаем все, чтобы ее заинтересовать», — рассказала нижегородская чувашка.
Алина призналась, что молодых людей обычно мотивирует возможность поехать с выступлением по разным городам России. В частности, нижегородская автономия старается присутствовать на конкурсе «Чувашская красавица» с возрастной категорией 18 – 25 лет. Для него приходится учить народные песни и стихи, делать презентации с биографией.
Есть в Нижнем Новгороде и детский фольклорный ансамбль «Родник». Правда, ребятам чувашский язык дается с трудом — как второй иностранный. Поэтому в репертуаре пока только две песни. Но главное — желание сохранить корни. Ведь многие дети растут в смешанных семьях, где один родитель — чуваш, а второй — представитель другой народности.
Алина отметила, что в Нижнем Новгороде все народы сосуществуют мирно. И встречая друг друга на праздниках, относятся ко всем на равных.