Кремль, корпус 1, губернатору Шанцеву
Аппарат губернатора и правительства Нижегородской области провел анализ работы за I полугодие 2008 года с письменными и устными обращениями граждан, поступившими в адрес губернатора и его заместителей, а также приемной граждан губернатора и правительства.В течение этого полугодия в управлении по работе с документами было зарегистрировано 6 тыс. 861 письменное обращение (для сравнения: в I полугодии 2007 г. — 5 тыс. 925), плюс к этому в приемную граждан губернатора и областного правительства 7 тыс. 658 граждан обратились устно.Анализ письменных обращений граждан по территориальной принадлежности показал, что наибольшую активность в этот период проявили жители Нижнего Новгорода — 43,7 проц. от общего числа обратившихся. Количество обращений из других городов области составило 25,3 проц., от жителей сельской местности — 27,4 проц., оставшаяся часть от граждан из-за пределов Нижегородской области.От жителей областного центра наибольшее количество письменных обращений за полгода поступило из Нижегородского (486) и Советского (389) районов, далее идут автозаводцы (367), сормовичи (318) и канавинцы (315). Наименее активны в абсолютном выражении были приокчане (190).Чаще всего население мегаполиса поднимало вопросы ремонта и строительства жилья и инженерной инфраструктуры (наибольшее количество обращений), размеров оплаты услуг ЖКХ, темы здравоохранения и соцзащиты. Отсюда понятна особая активность жителей Нижегородского и Советского районов — здесь, в старой части города, эксплуатируется наибольшее количество ветхого фонда.Из районов области наибольшее количество письменных обращений в абсолютном выражении поступило от жителей Борского (222), Кстовского (120), Богородского (111) и Кулебакского (108) районов. Но если учитывать число жалоб в процентном отношении к общему населению района, то здесь большую активность проявили жители Лысковского, Краснооктябрьского, Вачского, Арзамасского и Ардатовского районов (в 2007 году это были Лысковский, Вознесенский, Тоншаевский и Первомайский районы).По тематике обращений из районов традиционно лидируют проблемы здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, реализации прав граждан на жилище, достойную заработную плату — более 60 проц. от общего числа писем. Наибольшее количество обращений поступило по вопросам улучшения жилищных условий, расселения по ветхости, льготного получения жилья — 830 письменно и 601 устно (в I полугодии 2007 года — соответственно 700 и 435). Рост числа таких обращений в первую очередь связан с тем, что в министерстве жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области разрабатывается целевая программа «Социальная ипотека», согласно которой гражданам будут предоставляться льготные жилищные кредиты на приобретение жилых помещений в новых домах и на вторичном рынке жилья. Также в полной мере работают программы «Молодой семье — доступное жилье» и «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области на 2006 — 2020 годы». Люди активно интересуются условиями участия в этих программах.В то же время уменьшилось число обращений по вопросам коммунально-бытового обслуживания (в 2008 г. — 491, в 2007 г. — 761). Это в определенной степени связано с тем, что с реализацией на территории Нижегородской области Федерального закона №185 ФЗ от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» субъектам РФ оказывается финансовая поддержка путем софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов. В связи с активно проводимой в последние три года в Нижегородской области газификацией большую актуальность приобрел вопрос участия граждан в газификации населенных пунктов и личного жилья (212 письменных обращений за I полугодие 2008г.).В 2008 году значительно увеличилось и количество письменных обращений граждан по выделению и оформлению в собственность земельных паев (208 письменных и 107 устных обращений в I полугодии 2008г., за аналогичный период 2007 г. — соответственно 119 и 52).Вследствие повышения рождаемости в регионе в 2008 г. выросло число обращений по вопросам дошкольного образования, обеспечения детскими садами. По-прежнему много обращений по вопросам здравоохранения, оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Одновременно отмечается значительное уменьшение обращений льготной категории граждан по вопросу обеспечения лекарственными средствами: если в I полугодии 2007г. их было 798, то в 2008 г. — только 198. Этому способствовал тот факт, что в конце 2007 г. правительство Нижегородской области совместно с ООО «Биотек» разработало систему взаимодействия, по которой компания-поставщик заинтересована в доставке лекарственных препаратов конкретному льготнику. В вопросах социального обеспечения и социальной защиты наблюдается уменьшение количества устных обращений граждан по вопросу присвоения звания «Ветеран труда». Это напрямую связано с принятием правительством Нижегородской области 21 декабря 2007 г. постановления «О порядке присвоения звания «Ветеран труда Нижегородской области», в котором даны все необходимые разъяснения.Анализ поступивших обращений показывает рост интереса граждан к вопросам политики и экономики, к работе органов законодательной власти, деятельности судебных органов, органов юстиции, прокуратуры и внутренних дел.Все обращения граждан рассматривались оперативно (за полгода было только 7 случаев нарушения установленных сроков, причем исключительно по линии органов местного самоуправления). Часто для полноценного ответа достаточно было просто разъяснений и рекомендаций по существу поднимаемых вопросов. В то же время надо иметь в виду, что решение таких вопросов как газификация, расселение ветхого фонда, строительство внутрирайонных дорог и др. невозможно в течение месяца — оно носит длительный характер. Тогда временной разрыв между поставленным вопросом и его решением порой служит причиной для повторных обращений.В первом полугодии 2008г. пятая часть (1326) от общего количества письменных обращений была взята под особый контроль, из них 19 проц. были удовлетворены полностью, 80,6 проц. удовлетворены частично и только по 0,4 проц. писем, где содержатся вопросы, находящиеся либо вне компетенции региональной власти, либо за гранью действующего законодательства, было отказано. Почти такая же статистика и по устным обращениям.В целях дальнейшего совершенствования работы по обеспечению своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан, расширению диалога населения с органами исполнительной власти и местного самоуправления контрольно-аналитическое управление аппарата губернатора и правительства Нижегородской области ужесточило контроль в этом направлении за деятельностью ответственных структур. В зоне особого внимания случаи формализма и нарушения сроков при рассмотрении обращений.В целом же проведенный анализ показывает, что ответственность должностных лиц за качество и сроки рассмотрения обращений граждан значительно повысилась. Улучшению качества работы с населением способствует методическая помощь органам местного самоуправления в вопросах работы с обращениями граждан. Поднялся и уровень информированности населения о работе правительства через СМИ, в том числе путём организации популярных телепередча с участием губернатора и его заместителей, публикаций в периодической печати информационно-справочных материалов и статей о рабочих встречах и поездках губернатора Валерия Шанцева по городам и районам области. В принятых в 2008 году постановлениях правительства области граждане находят ответы на многие вопросы.