В Лысковском районе завершился суд над бандой похитителей икон, которую возглавлял бывший преподаватель Волжской госакадемии водного транспорта. Больше двух лет они грабили церкви по всему региону, проявляя чудеса изобретательности. Кража 10 икон в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре, только две из которых были оценены в 26,5 миллиона рублей, прогремела на всю страну. Жулики собирались сорвать огромный куш, но не вышло.
Срок не впрок
Владимир Семёнов, работавший старшим преподавателем кафедры физвоспитания Волжской государственной академии водного транспорта, оказался человеком с широким кругозором: его интересовали не только успехи студентов в спортзале, но и экспонаты вузовского музея речного флота. Их Семёнов и выносил потихоньку, собираясь продать. Задержали преподавателя во Владимире, где в одном из кафе у него была назначена встреча с покупателем. За папку с чертежами и рукописями знаменитого изобретателя Ивана Кулибина Семёнов хотел получить два миллиона рублей, но «покупатель» оказался оперативным сотрудником.
В 2011 году любитель старины получил 3,5 года колонии, но освободился условно-досрочно, не досидев 1 год и 5 месяцев.
Срок однако пошёл не впрок, и в 2016 году Семёнов взялся за старое, во всех смыслах этого слова, переключившись на иконы. Компанию составили кавалер его дочери Сергей Уханов и его знакомый Александр Коляев, работавший водителем на хлебозаводе. Все – жители Нижнего Новгорода. На автомобиле Уханова они приехали к Спасскому Староярмарочному собору.
– Очевидно, что этому предшествовали тщательная подготовка, разработка плана, - рассказал нам заместитель прокурора Лысковского района Евгений Тарарин, поддерживавший обвинение на громком судебном процессе. – Злоумышленникам было известно, что в храме нет сигнализации, имеется три входа, два из которых закрываются снаружи, а третий – изнутри. Причём с единственного поста охраны он не виден. Этим они и воспользовались.
Коляев зашёл в храм и спрятался между дверями. По телефону он был на связи с Семёновым и Ухановым, которые ждали неподалёку. После закрытия храма он собрал в сумку 19 икон и два креста, они вместе с подоспевшим Ухановым перенесли это в машину и были таковы.
Осуждённые должны возместить ущерб храмам – более 2,1 миллиона рублей.
Дальше и больше
Первая кража была совершена 11 апреля, но выяснилось, что ещё в феврале Семёнов и Уханов съездили на разведку к Казанской церкви села Макарьево Лысковского района. Срезав металлический прут в ограде, они проникли на территорию, спилили замок у запасного входа и поставили свой.
Воры заметили, что на снегу остаются следы и отложили кражу до весны. В середине апреля приехали в том же составе – Семёнов, Уханов, Коляев. Открыв «свой» замок, вторую дверь отжали монтажкой. Добычей стали шесть икон, серебряная дарохранительница, два Евангелия, дароносица XVIII века. Всё это спрятали в лесу недалеко от Макарьевского монастыря. Позже забрали. К слову, на всё похищенное быстро находились покупатели. Этим занимался Семёнов. С «товаром» ездил в Городец, в Москву. Сам же распределял деньги между подельниками.
Затем был Смоленско-Владимирский приход в Нижнем Новгороде, в Гордеевке. В храме шёл ремонт, и Семёнову не составило труда по строительным лесам проникнуть через окно и украсть икону, крест, золотые и серебряные пожертвования.
Следующим пунктом стало село Румянцево Дальнеконстантиновского района, где, отжав монтажкой створки окна в местном храме, Коляев с Ухановым украли две церковные книги.
В Крестовоздвиженский женский монастырь Нижнего Новгорода Семёнов и Уханов отправились уже со знакомым Сергея Дмитрием Моросеевым, жителем посёлка Дружный Кстовского района. Проникнув в храм через окно, Уханов украл драгоценные пожертвования прихожан почти на 300 тысяч рублей.
Из храма в селе Арефино Вачского района и из Печерского мужского монастыря в Нижнем Новгороде похитили по церковной книге. Но главной целью злоумышленников оставались ценности Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря, поэтому в апреле 2018-го они вернулись в Макарьев, чтобы осмотреться и наметить план.
Тайник на миллионы
Солнечным выходным днём 1 мая никто не обратил внимания на двух мужчин, зашедших на территорию монастыря вместе с экскурсией. Это были Семёнов и Андреев, кавалер второй дочери бывшего преподавателя. Вскоре всё было готово – Андреев спрятался в подсобном помещении Успенской церкви. Семёнов и Уханов за монастырской стеной ждали сигнала.
Ночью Уханов перелез через стену в том месте, где её ремонтировали. Андреев на веревке спустил ему сумку с десятью иконами и спустился сам. Через стену перемахнули в том же месте. Иконы спрятали в тайнике. По словам Евгения Тарарина, среди них были «Богоматерь Владимирская с чудесами», которую эксперты оценят в 25 миллионов рублей, и «Святой Николай Чудотворец с Мирликийским чудом» стоимостью 1,5 миллиона.
Покупателя Семёнов нашёл в Рязани. Через 10 дней после кражи злоумышленники отправились на встречу с ним, но выехать за пределы региона не удалось – у поста в Орловских двориках их уже ждали сотрудники областного Управления ФСБ, полицейские и бойцы Росгвардии.
Сергей Уханов предпочёл заключить досудебное соглашение со следствием, показал тайник и дал полный расклад по преступлениям. Похищенные из монастыря иконы глава МВД Владимир Колокольцев передал Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Они были возвращены в обитель.
Плеханов, дело которого суд рассмотрел отдельно, получил 4,5 года колонии общего режима. Остальные, кроме Андреева, вину признали, но не согласились, что у них была организованная преступная группа. Суд однако счёл это доказанным. Семёнов получил 9 лет строгого режима, Андреев – 5 лет 6 месяцев, Коляев – 5 лет общего. Моросееву, не входившему в ОПГ, дали два года условно.
Фамилии участников событий изменены.