Жители многоквартирного дома на улице Усилова в Нижнем Новгороде бьют тревогу. Тараканы выселяют их из дома. Насекомых столько, что страшно зайти в подъезд. Рассадник рыжих усачей – квартира, принадлежащая двум пожилым женщинам. Несмотря на то, что все жители многоквартирного дома требуют навести порядок, дамы упорно не желают бороться с усатой нечистью, утверждая, что живут по закону «не убий».
Лезут изо всех щелей
Жители рассказывают, что они пытались говорить с соседками, предлагали свою помощь по дезинфекции – бесполезно. Обращались в управляющую компанию и санэпидемстанцию, но пока результатов нет.
– Тараканы лезут в наши квартиры, – рассказывает местная жительница Татьяна. – Мы боремся как можем: ставим ловушки, обрабатываем гелем. Но всё это бесполезно, потому что в квартире этих двух сестёр тараканы плодятся вновь и вновь. Жить, спать невозможно, насекомые могут заползти на человека, в детскую кроватку, да куда угодно.
К сожалению, подобные ситуации, когда из-за несоблюдения гигиенических норм одних жильцов страдают все соседи, не редкость. В сталинке на улице Белинского хорошо помнят, как пожилая женщина начала тащить в квартиру хлам из мусорных контейнеров. А ещё она завела несколько кошек, которые гадили прямо в сталинской двушке. Когда родственники зашли в квартиру, они смогли пробраться в дальнюю комнату лишь по узенькому проходу, потому что по бокам возвышались кучи мусора в человеческий рост.
Стоит ли говорить, что зловонный запах наполнял весь подъезд. Таких историй о людях с синдромом Плюшкина или о тех, кто устраивает в своей квартире антисанитарию, досаждая всем соседям, можно насобирать десятки. А вот призвать к порядку таких нерадивых, а чаще нездоровых, собственников сложно.
Найдём управу!
С одной стороны, конечно, все владельцы квадратных метров должны соблюдать санитарно-гигиенические требования и не нарушать права соседей. Превращение квартиры в помойку, несомненно, нарушает права живущих рядом. С другой стороны, войти в зловонную квартиру и силой вытащить хлам или провести дезинфекцию, нельзя. Ведь речь идёт о частной собственности.
– Жители могут обратиться в контрольно-надзорные органы – Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру, – консультируют в жилищной инспекции. – Представители контролирующих инстанций выйдут с проверками и выдадут предписания на устранение нарушений. К таким собственникам могут быть применены штрафные санкции.
При этом нужно понимать: штрафы и предписания помогают не всегда. Более того, некоторые нерадивые владельцы жилья вообще никого не пускают к себе в квартиру.
Вот и в домоуправляющей компании Нижегородского района подтверждают: с собственниками с Усилова профилактические беседы проводились не раз, предписания выдавались, но провести дезинфекцию в квартире без согласия владельцев жилья не в компетенции сотрудников ДУКа. Конечно, коммунальщики могут и даже обязаны провести дезинфекцию подъездов, подвала и чердака. Вероятно, это улучшит ситуацию, но ненадолго, потому что очаг по-прежнему не будет ликвидирован.
Бороться, а не терпеть
Юристы рекомендуют в подобных ситуациях всё же бороться, а не терпеть. Для начала нужно выяснить, действительно ли жилое помещение принадлежит нарушителю покоя по праву собственности. Если в квартире проживает наниматель, то следует обращаться к наймодателю (чаще всего в муниципальное образование), который вправе инициировать выселение из жилого помещения в судебном порядке. Кстати, такие прецеденты в российской практике имеются. Если речь всё же идёт о собственнике помещения, то собирайте доказательную базу.
– Вызывайте участкового, составляйте коллективные жалобы в Госжилинспекцию и прокуратуру, – консультируют юристы 9111.ru. Кстати, представители этих органов могут обратиться с иском в суд в интересах жителей дома.
Собственники из многоквартирного дома в Ленинском районе Нижнего Новгорода знают ещё один секрет, как найти управу на таких соседей. Когда они попали в подобную ситуацию, им помогли медики, которые обратились в районный суд о недобровольной госпитализации нижегородки в психиатрический стационар. Актом комиссионного освидетельствования лечебного учреждения у женщины была диагностирована шизофрения параноидной формы, и она представляла опасность для себя и окружающих. Суд иск медиков удовлетворил.