Ласточка, найди мне маму!
Утром мама и папа будят свое любимое чадо ласковым поцелуем. Всей семьей они завтракают, родители отводят сына или дочку в садик, в школу, а сами идут на работу. Но вечером все соберутся за ужином и неспешной беседой. А в выходные они обязательно отправятся в цирк, к бабушке в гости или просто на прогулку в парк… Не важно куда, главное — вместе. Вроде обычная история. Но, увы, не для каждого малыша. Сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день ребенка.К сожалению, не все дети знают, что такое дружная семья, сытный обед, чистая постель… Об этом хорошо известно сотрудникам Государственного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка». Здесь проживают тридцать ребят. Временно, пока не решится их дальнейшая судьба. Кого-то вернут в семью, кому-то найдут опекунов или настоящих родителей, а кого-то отправят в детский дом.- Наш центр открылся в 1994 году, в тяжелое время, когда страну захлестнула волна беспризорности и безнадзорности, — говорит Ф. А. ТОРОПОВА, директор «Ласточки».В «Ласточке» подопечным неплохо живется. Они активно участвуют в творческих конкурсах, посещают театры, музеи, выставки. В центре ребятишки ограждены от ругани пьяных родителей, здесь есть еда, игрушки, зимний сад, за растениями в котором воспитанники с удовольствием ухаживают. Некоторые малыши впервые услышали доброе слово, узнали, что такое любовь и ласка, только попав сюда. С ними работают логопеды, неврологи, врачи-педиатры, социальные педагоги. И психологи — у ребят, попавших сюда, болезни не только телесные, но и душевные. Многие из них были свидетелями неприглядных сцен и даже убийств.Замерзшие маленькие души непросто отогреть, но педагоги прилагают все усилия, чтобы научить своих воспитанников радоваться жизни. Дети меняются на глазах — из запуганных крошечных зверьков они превращаются в самостоятельные, уверенные в себе личности. А еще ребятишки умеют мечтать о будущем:- Когда я вырасту, то стану спецназовцем — буду служить в группе захвата. У меня будет свой большой дом, хорошая машина. А пока Деду Морозу я заказал корабль, — рассказывает о своих мечтах второклассник Андрей.К разговору подключается маленький Дима. У мальчика самая главная мечта сбылась. В день выхода статьи первоклассник будет уже дома, с новыми родителями. Его переполняют радостные эмоции, он без конца повторяет два главных слова — мама и папа:- Мама и папа купили мне много игрушек. Скоро с мамой и папой мы будем наряжать две елки. Дома искусственную, а в деревне самую настоящую.Его друг Андрей немного загрустил. Мальчик ни разу не заговорил о семье, но по его печальным глазам видно, что он тоже скучает по домашнему очагу, очень хочет обрести родителей и стать чьим-то любимым сыном.Андрей — очень способный, творческий ребенок. Вместе с Димой и другими воспитанниками любит выступать на праздниках — петь, танцевать, он серьезно увлекается брейк-дансом.Не всегда ребята нужны своим родителям. Их оставляют в больницах, бросают прямо на улице, отказываются от их воспитания. К примеру, мать Кирилла и Стаса лишили родительских прав за асоциальное поведение.- Эта женщина была лишена прав и на старших детей. Мальчики спрашивают: когда мама придет? А что им ответить — ей не до них, она снова в положении, — рассказывает Фаина Александровна.Если нерадивые взрослые отказываются от своих ребятишек, взять их под опеку могут и другие люди, но первоочередное право воспитывать их предоставляется родственникам. Они могут хотя бы навещать их. Так случилось и с четырнадцатилетней Леной — ее мать злоупотребляла спиртным, и девочку отправили в интернат. Но в выходные дни и каникулы она приезжает к старенькой бабушке. Уж лучше так, чем жить совсем без родных.И все-таки у оступившихся родителей есть возможность одуматься и вернуть себе детей. Как рассказывает Фаина Александровна, иногда матери незадолго до суда просили не лишать их прав и доказывали свою способность заниматься детьми. Таким родителям давали шанс, а если было необходимо, помогали с решением жилищного вопроса, с оформлением документов, с трудоустройством.Конечно, как бы хорошо ни было в центре, все-таки в идеале у каждого ребенка должны быть родители. Сотрудники всегда радуются, когда брошенный малыш обретает семью. В честь такого события даже устраивается небольшой праздник. Бывший воспитанник угощает на прощание товарищей сладостями, и все его провожают до ворот. Конечно, жалко расставаться с ребятами, любимыми воспитателями и нянечками. Но он смело идет вперед, навстречу новой жизни, на встречу радостным переменам. И надеется, что больше никогда не вернется обратно, ведь дома лучше.У оставшихся у ворот детей грустные глаза. Им тоже хочется обрести семью и уверенность в завтрашнем дне. Они и не скрывают этого.- Когда мы провожали одну из воспитанниц домой, ко мне с просьбой обратился Володя: «Фаина Александровна, а как бы мне маму найти новую, как у Наташи?»,- вспоминает директор.История маленького Вовы закончилась хорошо. Ему нашли семью. А как же иначе? Чужих детей не бывает, по крайней мере, не должно быть.Имена детей изменены.