Лучше, конечно, пять звездочек…
Их одиннадцать, и все они сейчас в кабинете представителя МИД РФ в Нижнем Новгороде Сергея Малова. Их одиннадцать, и практически все они заслужили право пройти в вуз на бюджетное место вне конкурса. Но направлений только пять… И это обстоятельство, конечно, заставляет переживать весь коллектив нашегопредставительства, которое вот уже 8 лет под патронатом Полпредства в ПФО и губернатора Нижегородской области проводит межрегиональный конкурс «Хочу стать дипломатом». По словам сотрудников представительства, с каждым годом им становится все сложнее и сложнее определяться с выбором победителей. Претендентов на награду — направление в ННГУ им. Н. И. Лобачевского либо НГЛУ им. Н. А. Добролюбова — не становится больше, нет. Но с каждым годом в конкурсе участвуют все более сильные, упорные, по-настоящему мотивированные ребята с блестящими достижениями в учебе. Которых когда видишь скопомв представительстве МИД, начинаешь думать, будто и нет никакого кризиса образования в нашей стране и даже, я бы сказала, кризиса умов. Становится понятно: если семья вложила в ребенка необходимое, чтобы тот рос личностью, уже не так делаются важны внешние обстоятельства. Как, например, в случае с Ильей Зарубиным — выпускником нижегородской школы № 58. Где целых три месяца одиннадцатиклассники не имели уроков по английскому языку, потому что не было преподавателя. Илья занимался самостоятельно и сдал ЕГЭ по иностранному языку на 58 баллов. Для конкурса — да, маловато. Но ведь это крепкая «четверка»! А если посмотреть на его итоги по русскому и по истории: там 84 и 88 баллов… Это «пять»! Юноша любит Горького и Достоевского, читает Ницше, гордится Грибоедовым и Коллонтай… Ну как его не поддержать! Поэтому сотрудники представительства, отвечавшие за проведение конкурса, готовятся к «бою»: за 45 минут до оглашения результатов — последнее обсуждение всех «за» и «против», прежде чем Сергей Малов примет решение, кому достанутся направления в вузы. Сегодня направлений пять, и это в пять раз больше, чем в то время, когда конкурс «Хочу стать дипломатом» впервые стартовал для выпускников школ и молодежи, не имеющей высшего образования. Лучше, конечно, если в университеты на бюджет попадут пять финалистов конкурса, прошедших многоуровневый отбор, чем один. Но Сергею Малову этого мало: — Все меньше становится бюджетных мест, и при этом вузы стабильно повышают плату за обучение, — сожалеет он. ‑Это неправильно. Потому что в итоге очень многие одаренные ребята лишаются возможности стать специалистами в сфере международных отношений. Как рассказал Сергей Малов, сегодня его ведомство при поддержке полпреда и губернатора хлопочет, чтобы конкурсу «Хочу стать дипломатом», в котором смогли себя проявить уже десятки талантливых юношей и девушек, наши университеты предоставили хотя бы по одному направлению на каждый субъект ПФО, из тех что входят в юрисдикцию Представительства МИД РФ в Нижнем Новгороде: это Нижегородская и Кировская области, республики Чувашия и Мордовия, а с этого года — еще и Удмуртия. Действительно, сегодня в вузе не место тем молодым людям, кто не представляет себе, зачем ему высшее образование и пользуется студенческой скамьей для того чтобы максимально оттянуть время вступления в самостоятельную жизнь, когда нужно принимать на себя много ответственности (этот синдром отмечен сегодня социологами). Те же, кому удалось пройти в финал конкурса нижегородского представительства МИД, можно сказать, спят и видят себя дипломатами. И даже не победив, будут стараться поступить на ФМО на общих основаниях. Впрочем, финалистка конкурса Яна Шеметова из Дзержинска, окончившая школу № 22 с углубленным изучением французского языка, за госэкзамен по которому благодаря победе в олимпиаде она получила 100 баллов, хоть с направлением, хоть без проходит в университет на факультет «Международные отношения» без каких бы то ни было проблем: в общей сложности у нее без малого 290 баллов плюс на «отлично» сданный еще один иностранный язык — английский. Как и Венера Курбанова из Ижевска, Яна — настоящая звездочка, у которой немало шансов попасть даже в МГИМО. Пришлось Сергею Малову, поздравляя Венеру с победой в конкурсе, оправдываться перед Яной: «Ты достойна, но…» Но у Венеры, например, — из кормильцев только мама-врач, и на иждивении у той еще Венерины бабушка и прабабушка. По словам Сергея Малова, при равных достоинствах конкурсантов он, определяя победителей, всегда учитывает такой нюанс, как социальный статус семьи, ее материальные возможности. Для Венеры, конечно, с ее 280 баллами за ЕГЭ, из которых 100, вообразите себе, — за экзамен по русскому зыку и 100 — за историю, тоже двери ФМО открыты, как говорится, нараспашку. Но не дать победу этой девочке из малообеспеченной семьи, 14 часов добиравшейся на финал из Ижевска в Нижний Новгород (чтобы вечером того же дня еще 14 часов плюхать обратно) — значит отказаться от удовольствия положить в свою копилку, образно выражаясь, еще один бриллиант.Значит, через несколько лет лишить себя возможности с гордостью сказать: «Эта успешная молодая леди — лауреат нашего конкурса». Вместе с Венерой в ННГУ будет учиться выпускник нижегородского Центра одаренных детей Александр Скобелев из Заволжья. Еще три направления — в НГЛУ — получили от Представительства МИД РФ В Нижнем Новгороде кировчанка Ксения Попова и нижегородцы Владислав Ахтонов и Павел Овсянников. Для этих ребят победа в конкурсе «Хочу стать дипломатом» стала настоящей палочкой-выручалочкой для прохождения в вуз на бюджетное обучение… Доброго вам пути, студенты! Представитель МИД РФ в Нижнем Новгороде Сергей МАЛОВ:- Мне очень приятно, что у молодежи такой интерес к профессии дипломата. Абсолютно необязательно, что все эти ребята, которые уже стали победителями нашего конкурса, потом будут работать в системе Министерства иностранных дел, но могу сказать, что за последние 8 лет сюда приняты на службу 30 человек выпускников наших нижегородский университетов. Вряд ли тем же могут похвастаться любые другие вузы, кто обучают специальности «международные отношения». Победа в нашем конкурсе — это не только направление в вуз на бесплатное обучение. Это и гарантия прохождения практики в системе МИД РФ, в центральном аппарате и за рубежом в загранучреждениях (в этом году, например, одну студентку третьего курса из лингвистического университета мы направили в посольство в Вашингтон). Это и дополнительная возможность при трудоустройстве.