Любовь… вчетвером. Идиллическую жизнь показали в театре «Комедiя»
Газета "Нижегородская правда" №22 от 27.03.2019
Подписка на газетуПогрузиться в размеренную деревенскую жизнь и окунуться в запутанную историю любви накануне Дня театра предложил зрителям театр «Комедiя», представив премьеру спектакля «Касатка» Алексея Толстого.
Душевно
Режиссёр-постановщик из Санкт-Петербурга Александр Кладько поставил эту комедию в лёгком водевильном стиле. Ненавязчиво показал глубину чувств героев, ухитрившись в то же время сделать спектакль душевным и весёлым. На сцене перед нами гостиница – тяжёлые шторы, огромные чемоданы, пустые бутылки.
Князь Бельский (Иван Гапонов) промотал всё, даже шубки своей пассии – Маши, певицы Касатки (Алёна Щеблева). Шутки верного друга Абрама Желтухина (невероятно комичный в этой роли Дмитрий Кальгин), не могут развеселить героев, и по его совету они отправляются к тётке в деревню, на свадьбу её воспитанников. Тут-то и начинается всё самое интересное.
Водевильный Желтухин – настоящий мотор действия. Он успевает всё и везде. Как знаменитый Труффальдино, обаятельный плут, он появляется в самый нужный момент и то напором, то хитростью, то «давя ка жалость», добивается своего. Под стать ему и толстовская «Смеральдина» – горничная Дуняша (Екатерина Сергеева). Гротескно-комичная, она веселит зрителей своими неуклюжими попытками обаять Абрама. Каждое появление актрисы на сцене встречает смех в зале.
Лето!
Сценография спектакля безукоризненна. Художник по свету Сергей Скорнецкий – просто волшебник! Лауреат национальной премии «Золотая маска», он создал настоящее чудо. Залитая солнцем веранда словно излучает тепло. Вдали угадывается бесконечная даль. А созданная им ночь на реке поражает своей реалистичностью. Он показал те самые, практически неуловимые лунные блики, что бегут по воде и дрожат, отражаясь на всём – от лиц героев и досок причала до отблесков на рынде.
Получился русский вариант типичной французской комедии положений.
Другой волшебник этого спектакля – художник Борис Шлямин. Его внимание к мельчайшим деталям делает спектакль объёмным, глубоким и эффектным. Кажется, что вот-вот и до тебя долетит упоительный запах огромных кустов сирени со сцены. Почти реально здесь всё – куры, которые, кажется готовы слететь под ноги героям, пирожки, манящие зажаренными боками, или стожки сена у реки, ставшие приютом героев. Великолепны костюмы – от вычурных платьев Касатки до свадебного фрака и забавных платьев тётушек. А пение петухов, соловьёв, жаворонков и плеск воды делают происходящее настолько реальным и осязаемым, что полностью погружаешься в происходящее, а попутно наслаждаешься теплом летнего деревенского дня, забывая о слякотной улице.
Деревенский романс
Но не только соловьи поют в спектакле. Он наполнен музыкой, и романсы под гитару в нём поют практически все герои. А Игорь Михельсон так и вовсе совершил музыкальный подвиг: ради крошечного эпизода за три месяца он научился играть на скрипке! В роли воспитанника помещицы Ильи он восхитителен. Момент, когда он узнает Касатку, в которую был страстно влюблён в Петербурге, сыгран мастерски. Изящно отыгрывает он шквал сдерживаемых эмоций. Коленопреклонённый, сбежавший из-под венца, он поражает силой своих чувств не только Касатку, но и каждую из зрительниц.
Душевные муки Касатки менее эффектны. Актриса показала ее жёсткой, резкой, способной на дерзость и лишь на пике накала страстей раскрывающей свою любовь и нежность.
Вторая героиня – полная ей противоположность. Алина Гобярите сделала свою Раису очень нежной и чистой. Воздушная длиннокудрая блондинка, она легко заставляет зрителя поверить в свою наивную незамутнённость и искренность. Князь, в которого она влюбилась, вызывает куда менее приятные эмоции. Пафосный и глуповатый, он особо не меняется от своей любви. В его преображение не веришь – недостаёт ему искренности и нежности. Зато очаровательны милые тётки (Ольга Удалова и Татьяна Протопопова), простодушные и наивные, заботливые и нежно журящие юных родственников. Особо порадовал зрителей Николай Пономарёв в роли матроса Панкрата. Безмятежный философ, словно играя в мяч, он перебрасывается пословицами и поговорками с Абрамом, и появляется маленький рассказ в спектакле.
Счастливый финал предугадывается, но на то это и комедия, которая дарит зрителям приятный беззаботный вечер, наполненный музыкой и смехом.
16+