Маленькие о великом: «Горьковский чтения» для подростков
Вообразите «Горьковские чтения», на которых выступают с докладами и презентациями авторских проектов знатоки творчества Алексея Максимовича ? 10 – 15 лет. Вы сомневаетесь, что такое возможно? И напрасно! Только что уже в одиннадцатый раз подобные чтения провела центральная детская библиотека Нижегородского района областного центра, носящая имя Максима Горького. Ее коллектив во главе со С. О. Салтыковой многие годы занимается целенаправленной пропагандой творчества нашего земляка среди юных читателей. А это весьма непросто по двум причинам. Во-первых, Горький ? автор отнюдь не детский. Сложная по строю мыслей и чувствований, чрезвычайно ? до драматизма ? напряженная его проза не всякому и взрослому-то по силам. Во-вторых, общество наше пережило этап болезненной переоценки наследия классика, его места в отечественной культуре. А в результате вместе с застоялой идеологической «водицей» выплеснули из школьных программ чуть ли не само имя Горького. Так что знания нынешних ребят о великом земляке заметно уменьшились.Библиотекари не могли примириться с этим. Обидно, если мимо таких сокровищ ищущего духа пройдут (просто по незнанию) новые поколения. Вот так и затеяли в параллель «взрослой» серьезной международной научной конференции свои районные «Горьковские чтения» для детей.Ныне они прошли под девизом «Имя Горького объединило всех». Ребята знакомили собравшихся со своими отзывами о прочитанных произведениях ? «Детство», «Сказки об Италии», «Старуха Изергиль», «О первой любви», «На дне», рассказывали о дружбе Горького и Шаляпина, о биографии и творчестве писателя, о горьковских местах родного города. Да, зачастую в таких сообщениях было мало собственных, не заемных размышлений юных авторов, их личного отношения к теме, слишком очевидно сказывалось влияние тех источников, из которых докладчики черпали свой материал. Однако и компилируя, пересказывая известное, дети многое узнают о Горьком. А это одна из задач библиотечных чтений. Ведь только обширные знания в состоянии пробудить неподдельный и глубокий интерес.Кроме того, были и моменты чисто творческие. Так, в библиотеке выставлены рисунки-иллюстрации ребят к прочитанным книгам Горького. Пятилетняя Ярослава Дюнина декламировала собственное стихотворение, навеянное горьковской сказкой «Воробьишко». Собравшиеся стали зрителями двух инсценировок. Юные читатели представили в лицах «Сказку про Иванушку-дурачка», коллектив центральной городской детской библиотеки г. Н. Новгорода, тоже носящей имя Горького, создал видеофильм по горьковской сказке «Самовар» с участием самых маленьких своих пользователей. А как уверенно и солидно провела презентацию фотопроекта «Горьковские места» третьеклассница Елена Яровицына. Над ним она потрудилась вместе с мамой, которая сделала снимки и помогла дочке выстроить настоящую экскурсию.Конечно, и библиотекари помогали юным участникам «Горьковских чтений». Да и саму конференцию постарались сделать нескучной и содержательной. Подготовлена специальная книжная выставка и медиа-реклама сказок Максима Горького, состоялась презентация диска «Страницы большой жизни», созданного специалистами областной детской библиотеки к 140-летию писателя. Каждый юный участник одиннадцатых чтений получил в подарок книгу. А под занавес посмотрели мультфильм «Буревестник», в котором так остроумно и с фантазией показано, во что порой выливается урок классической русской литературы в школе. Узнаваемо, смешно и грустно одновременно?К счастью, в библиотеке дети обретают не такой, а гораздо более серьезный и содержательный опыт общения с великим классиком.