Метромост как явление нашей жизни
Историю строительства нижегородского метромоста хочется начать с анекдота.Барин приезжает в свое имение и с управляющим осматривает владения. Идут тропой, которая внезапно упирается в ручей.- Силантий, — говорит барин управляющему, — к следующему моему приезду мостик какой-нибудь построй, чтобы ручей спокойно переходить и не портить приятной прогулки.Через год барин приезжает и видит: нет мостика. Вздыхает тяжко и, ничего не говоря, бьет управляющего в ухо. На следующий день барин идет на охоту в болотных сапогах, походит к ручью, а там… Мостик с изящными узорчатыми перильцами. Зовет управляющего:- Как так, Силантий? Год не могли простой доски перебросить, а тут такое за ночь сделали?- Так не было, барин, твердой команды…Ты помнишь, как все начиналось?Приблизительно так же случилось и с нижегородской «стройкой двух веков». На самой первой карте-схеме Горьковского тогда еще метрополитена четко прослеживается: метро обязательно должно соединить нагорную и заречную часть города. Причем с выходом именно на площадь Горького. То есть еще — страшно подумать! — в 1977 году, при начале строительства метро, задача была поставлена четко: метромосту быть. И начали бы строить его еще в конце 80‑х годов прошлого века. Но тут наступили перестроечные времена.В начале перестройки деньги еще были, но началась повальная «демократизация» общества. Во главу угла так называемые «демократы» ставили, естественно, «интересы населения». Группа нижегородцев во главе с Борисом Немцовым добилась отмены строительства станции метро на площади Горького, выйдя в сквер на площади с лозунгами, громкоговорителями, разбив там палатки и нагромоздив бетонные блоки. Причем главным был вопрос — строить метро глубокого или мелкого залегания. Первый способ вроде как опасен из-за сложности грунтов в нагорной части Нижнего, второй приведет к полному искажению и частичному разрушению исторической части города. Пока шла полемика, деньги понемногу кончались.Работы были заморожены (как, к слову, и строительство атомной станции теплоснабжения, которую комиссия МАГАТЭ признала вполне безопасной). Строительство метро было возобновлено только через 5 лет, началось возведение метромоста. Однако денег хватило только на опоры, да и то не все…Что такое метромостСовмещенный метромост — это двухъярусный мост, на верхнем ярусе которого располагается авто- или железная дорога, а на нижнем — метро.В России существует уникальная эстакадная станция, размещающаяся на нижнем ярусе совмещенного метромоста, — «Воробьевы горы» в Москве. Вообще в столице сейчас пять действующих метромостов. (Правда, не все они совмещены.)В Новосибирске в 1986г. построен крытый метромост через Обь, между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая», его длина вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 м — это мировой рекорд.В Казани в 2005 г. также построен метромост.В Омске двухъярусный метромост через Иртыш между станциями «Заречная» и «Библиотека имени Пушкина». Автомобильный ярус моста эскплуатируется с 2005 года, метрополитен строится.В Нижнем Новгороде строящийся с 1999 года двухъярусный совмещенный метромост через Оку является продолжением Автозаводского радиуса и соединит станции «Московская» и «Горьковская».Где взять деньги?В марте 2000 года появилось эпохальное сообщение: мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев принял принципиальное решение по дальнейшему развитию метро в городе. После сдачи в эксплуатацию станции «Буревестник» продолжится строительство тоннеля и станции «Ярмарочная». В сторону верхней части Нижнего Новгорода начнут возводить метромост, а проектанты будут готовить проектно-сметную документацию уже на станцию «Горьковская».Основным аргументом мэра в пользу этого решения стало то, что в прокладку тоннеля до Нижегородской ярмарки уже вложено немало средств. Пройдено более 300 м от станции «Московская». И замораживать то, что уже сделано, мэр считает преступным. Правда, станция «Ярмарочная» будет «полустанцией» — с одной платформой. Ее строительство необходимо еще и по техническим условиям — здесь будут разворотные тупики. Без них невозможно продолжение строительства в сторону Сормова. Весомым аргументом в пользу строительства метромоста явилось и то, что под него можно получить деньги не только из городского бюджета, но и еще из четырех источников, включая федеральные бюджет и Дорожный фонд, поскольку метромост вписывается в схему федеральных автомобильных дорог. Однако от слов к делу перешли не скоро.Метро сегодня и завтраМетрополитен в Нижнем Новгороде — до сих пор один из самых небольших в России. Состоит из тринадцати станций на двух линиях, которые фактически работают как одна линия: поезда прибывают с одной линии на станцию «Московская» и с нее же отправляются на вторую линию.Все станции нижегородского метро — неглубокого заложения. 11 из 13 станций — колонные или односводчатые, построенные по типовым проектам; 2 из 13 являются местной достопримечательностью — четырехпутная «Московская» и наполовину наземная «Буревестник».Народу в нижегородском метро очень мало. Зайдя в вагон в 8 часов утра, можно увидеть свободные сидячие места (и это при семиминутном интервале между поездами!), а подождав на станции одну-две минуты после отправления поезда, можно остаться там в одиночестве…В отличие от других мегаполисов метро в Нижнем Новгороде не стало главным видом транспорта из-за того, что не соединяет обе половины города.Многое изменилось с приходом на пост губернатора Валерия Шанцева (помните анекдот в начале?). Строителям пришлось смонтировать около 14 тысяч тонн металлоконструкций, и смычка моста была самым сложным этапом. Масштабность сооружения подчеркивают и объемы финансирования: стоимость метромоста и подходов к нему составляет 22 млрд рублей. Мост через Оку стал третьим в России сооружением, на котором будет совмещено движение метро и автомобилей.Теперь по планам нижегородского правительства после соединения пролетов начнутся укладка дорожного покрытия на верхней части моста, где пойдет автомобильное движение, монтаж рельсов и остекление на нижней части, где будут курсировать поезда метро. Автотранспорт по новому мосту пойдет уже в конце следующего года, а запуск метро намечен на декабрь 2010-го. На открытие метромоста уже пообещал приехать президент России Дмитрий Медведев на встрече с нижегородским губернатором, которая состоялась буквально накануне Дня народного единства.«Весь 2010 год мы будем готовиться к пуску метро, у нас есть все для того, чтобы в декабре первый поезд метро пошел с заречной до нагорной части города, — сказал губернатор. — Хотелось бы, чтобы все нижегородцы и россияне узнали: жизнь идет, объекты строятся, область развивается».Согласно будущей схеме метрополитена, к 2025 году в Нижнем Новгороде будут работать 46 станций, в том числе 17 — в нагорной части города. Кроме того, в рамках развития метрополитена кроме строящегося метромоста через Оку будут построены еще два метромоста: первый — через Волгу, который соединит Стрелку и город Бор, второй — через Оку, он соединит Автозаводский район и северную окраину Нижнего Новгорода в районе поселка Новинки.Справка «НП»Нижегородский метромост — строящийся совмещенный мостовой переход через Оку в черте Нижнего Новгорода между Молитовским и Канавинским мостами в створе улиц Вокзальной и Черниговской.В верхнем ярусе моста будет находиться автодорога с двумя полосами в обоих направлениях, в нижнем — пути для поездов нижегородского метро перегона «Московская» — «Горьковская».Длина: метропроезд — 1 234 м, автопроезд — 1 344 м. Стоимость строительства 14 млрд рублей. Строительство моста началось в 1992 году и шло с большими перерывами, обусловлеными перебоями в финансировании.В 2007 году на продолжение строительства метромоста из различных бюджетов выделено 802,5 млн рублей. В 2008 году на строительство планируется направить 6,9 млрд, в 2009 году — 2,362 млрд рублей. Завершение строительства моста и запуск линии метрополитена в нагорную часть города ожидается к 2010 году.По состоянию на ноябрь 2008 года метромост полностью сведен, началась проходка тоннеля от метромоста до станции «Горьковская».