Может, поискать в Ленинградском направлении
4 марта в письме пенсионера Александра Кузнецова в вашу газету была просьба откликнуться на судьбу его отца, пропавшего без вести в декабре 1941 года. Обстановка в эти трагические дни была угрожающе-критической и под Москвой, и вокруг Ленинграда. Можно предположить, что отец автора письма, Михаил Алексеевич Кузнецов, 21 мая 1911 года рождения в составе своего лыжного полка был направлен под Тихвин и Волхов (Лыжные отряды часто с целью разведки или наведения паники засылали в тыл врага. А ехал он, судя по его письмам, от Коврова на север.) Дело в том, что 16 октября 1941 года из района южнее Киришей ударная группировка противника перешла в наступление на Тихвин и Лодейное Поле (две танковые дивизии, две моторизованные дивизии и несколько отдельных частей). В то же время три дивизии первого армейского корпуса врага начали наступление по обоим берегам реки Волхов в сторону Волховстроя. 8 ноября немцы вошли в Тихвин, но уже через месяц — с 9 декабря — начались бои по его освобождению. Волховстрой наши войска отстояли, но какой ценой? Со всех сторон на помощь 4‑й, 52‑й и 54‑й армиям шла помощь. Это была 6‑я бригада морской пехоты, многие армейские части, Ладожская флотилия, авиация. Например, в своей книге «Для тебя, Ленинград» командующий Ладожской военной флотилией Виктор Сергеевич Чероков вспоминает, что 20 октября 1941 года он получил команду: от Осиновца, с западного на восточный берег Ладоги, переправить двадцать тысяч войска, пушки, лошадей, танки. И задание было выполнено: корабли флотилии до последней возможности осуществляли перевозки, к концу ноября многие суда вмерзли в лед, не сумев дойти до причала. Он же пишет, как командующий 54‑й армией генерал Иван Иванович Федюнинский вызвал его и просил снять с кораблей тяжелые пулеметы в помощь защитникам Волхова. И уже на другое утро к рассвету краснофлотцы на грузовиках с пулеметами ДШК прибыли в Волховстрой. Еще пример. Автозаводец Геннадий Васильевич Зеленцов, который после окончания школы подплава с июня 1941 года в составе 6‑й бригады морской пехоты принимал участие в боях под Кингисеппом, Котлами и Красным Селом, после переформирования в первых числах ноября 1941 года ночным поездом прибыл на берег Ладоги в Осиновец и оттуда на канонерской лодке «Нора» вместе со своей частью, дрожа от холода и сырости на верхней палубе, переправился ранним утром на восточный берег — и далее на защиту Волхова и Тихвина, где в декабре был ранен и лечился в Кировском госпитале. А вот что пишет Дмитрий Павлович Чернобровкин, воевавший с декабря 1941 года в 198‑й стрелковой дивизии на Волховском фронте: «Мы совершили многокилометровый переход вдоль линии фронта от Сестрорецка, затем по льду Ладожского озера и далее лесами к городу Волхов. Здесь дивизия вела наступательные бои в районе города Кириши». В боях за Кириши и Будогощь участвовал снайпер 137-го полка 4‑й армии Александр Афанасьевич Мясников, родом из Болдинского района. А. П. Фадеев из деревни Мордвинцево Кстовского района участвовал в боях от Тихвина до Лодейного Поля в качестве водителя танка. Горьковчанин Николай Иванович Шульпин, рулевой тендера Ладожской флотилии, с закрытием навигации 1941 года участвовал в боях под Волховстроем в составе 6 морской бригады в ноябре-декабре 1941 года. Может быть, кто-то из упомянутых мною ветеранов или их дети откликнутся и вспомнят эти героические дни великой стойкости русского солдата? Кстати, на местах боев вдоль реки Волхов стоят памятные знаки. Например, в Киришах на мемориале есть имена 700 захороненных здесь бойцов и командиров.Все материалы к 65-летию Победы