Мы говорим – Пурех, подразумеваем – Зов Родины
На земле Дмитрия Пожарского живут и трудятся оптимисты. С директором Пуреховской средней школы Еленой Алексеевной ТОЧКОВОЙ я встретилась на фольклорно-этнографическом фестивале «Зов ополчения», который в жаркий июльский день проходил в старинном селе Пурех, бывшей вотчине князя Дмитрия Пожарского. Этот день для всего коллектива школы: администрации, учителей, обслуживающего персонала идаже старшеклассников – несмотря на каникулы, стал по-настоящему рабочим. Хлопоты, однако, были приятными. В Пурех съехалось множество гостей не только из близлежащих районов области, ни даже из соседних регионов и из-за рубежа. Всех нужно было встретить, разместить, накормить, всем уделить внимание – словом, сделать так, чтобы каждый почувствовал себя как дома и не торопился уезжать. Ведь программа праздника была рассчитана на целый день. Несмотря на сложные погодные условия, непривычные для большинства жителей средней полосы, школьные работники приветливо улыбались гостям и старались предупредить все их желания. Елена Алексеевна, как и положено радушной хозяйке, была в гуще праздничных хлопот и легко решала любую возникавшую проблему. Гости и участники фестиваля, приятно пораженные таким гостеприимством, были сыты и довольны- уезжать из Пуреха никто не торопился. Я попросила Елену Алексеевну рассказать о проблемах школы, на что, подумав, Елена Алексеевна ответила: — Знаете, пожаловаться вроде бы не на что: наша школа в результате реорганизации только выиграла. Закрыты средние школы в двух ближайших к нам деревнях (начальные школы там остались), готовится закрытие еще одной. В прошлом году у нас обучались уже 198 детей. В наступающем еще добавятся – будет 213 учащихся. Для их подвоза у нас есть два школьных автобуса. Был один, в этом году нам купили еще новый, потому что деревни находятся в противоположных сторонах. Подушевое финансирование, не буду скрывать, нам на руку. Тем более, мы на всю округу – единственное образовательное учреждение. Нам и внимания уделяется много, и все вопросы решаются довольно оперативно. Есть, конечно, некоторые проблемы, но то, что они еще не решены, объясняется не чьим-то равнодушием, а объективными причинами. Например, мы до сих пор не можем провести в школу газ, хотя село у нас газифицировано. Отапливаемся, как и пятьдесят лет назад, своей котельной. Трудность состоит в том, что нужно разрабатывать и утверждать в межрайгазе новую схему газоснабжения территории, а это требует времени и множества согласований. И хотя нам помогают и глава сельской администрации, и депутат Земского собрания нашего округа Щеголев, и специалисты районного отдела образования, дело это не быстрое. Но, думаю, уже через год мы сможем отапливаться газом. — А как у вас с кадрами и с зарплатой? – продолжаю я расспрашивать Елену Александровну, пытаясь нащупать болевые точки школы. – Неужели и с этим нет проблем? В это трудно поверить… — Вы знаете, и с этим хорошо. Штат у нас полностью укомплектован. В школе работают 51 человек, из них 28 педагогов. Средний возраст — 40 лет, есть и пенсионеры, но и молодежи тоже много. У нас, кстати, четверо молодых специалистов по областной программе поддержки (так называемой «Машина + квартира») работают. Дом для молодых специалистов прямо напротив школы стоит, учителю удобно – даже идти никуда не нужно. — А не много ли: сразу четверо в одной школе? – сомневаюсь я. — Так получилось. Только один из них собственно наш, двое из соседних закрытых школ к нам пришли, четвертый в этом году из школы, закрывшейся недавно, добавляется. — И у вас для всех находятся часы? Ведь у своих, «родных» забирать, наверное, приходится, пенсионеров, заслуженных и уважаемых, теснить? — Нет, все у нас мирно проходит: никого не обижаем, ни у кого ничего не отбираем. Вот у нас пенсионерка одна работает на начальных классах. Ей осталось еще год четвероклашек довести. Конечно, мы ее не сократим. Зачем устраивать стресс и педагогу, и детям, и родителям? Проводим, когда выпуск пройдет, с почетом и с подарками. Мы за уважительное отношение к людям. У нас ведь, кстати, из 28 педагогов 19 – выпускники нашей же школы. О чем это говорит? Молодые захотели пойти по стопам своих любимых учителей, повторить их путь. Значит, их работа, и сама профессия им представлялись очень хорошими, достойными. У нас, кстати, все педагоги живут неплохо, все имеют семьи, детей, причем не по одному ребенку, еще в декрет уходят. В настоящий момент в декрете пятеро. Мы хорошо к этому относимся. Пусть детей в Пурехе будет как можно больше, — улыбается Елена Александровна. — Конечно, пусть дети растут. А вы прогнозировали на ближайшие пять лет возможную численность школы? — Да, разумеется. Мы выйдем на 250 человек. Именно на обучение этого количества у нас получена лицензия. Конечно, здание строилось в расчете на 450, но сейчас требования СанПиНа ужесточились. Когда я в 1979 году пришла в школу, в ней обучались 430 человек. К такой численности мы еще неизвестно когда придем, и придем ли вообще… — Не могу не спросить о том, будет ли на тридцать процентов повышена зарплата педагогам, как везде уже написали? И если да, то из каких средств это будет финансировано? — Да, конечно, повысим. Но только педагогам. Администрация и школьные работники, в том числе библиотекарь, останутся на своих прежних окладах. Нам пришло письмо с четким указанием, как это делать. Мы должны написать, на что мы истратили средства субвенции (то есть сюда войдут книги, компьютеры, спортинвентарь) и список того, что нам еще нужно докупить. Нам вернут эти деньги, и уже из них мы сможем профинансировать тридцатипроцентное повышение зарплат. — Вы уже подсчитали — вам этого хватит? — Да, должно хватить, если средства вернут и все будет именно так, как мы поняли. Мы надеемся, что трудностей с этим не будет. Пока у нас один нерешенный вопрос: мы до сих пор не знаем, как оплачивать внеурочную деятельность. Сначала речь шла о том, что на ее оплату деньги будут поступать централизовано, теперь же оказывается, что мы должны будем ее оплачивать из собственных средств. И где-то их придется изыскивать… А у нас внеурочная деятельность могла бы быть поставлена очень хорошо. В школе трудятся талантливые, творческие, увлеченные педагоги. Например, историк Светлана Николаевна Кондрина. Со своими учениками она активно занималась краеведением, организовала музей ополчения Минина и Пожарского. Он ведь и был вначале при школе, только намного позже, когда 4 ноября сделали государственным праздником — Днем народного единства и туристический поток заметно возрос, музейную экспозицию было решено перенести в более просторный зал Дома культуры. Муниципалитет выделил ставку директора музея, и им занялся специальный человек. Но Светлана Николаевна продолжает помогать музею, да и мы по-прежнему считаем музей своим родным. Ежегодно проводим там свои мероприятия, в том числе защиту проектов «Защитники на все времена», конференцию по краеведению «Бережно храним историю». Должна сказать, что у нас довольно сильный туристический уклон. Наша школа стала базовой в районе по туристической работе. Учитель физкультуры развивает велотуризм. Ребята наши ежегодно выезжают в многодневные велопоходы по Нижегородской, Ивановской и Владимирской областям, участвуют в турслетах, неоднократно в них побеждали. Учитель физики и технологии развивает волонтерство – создает трудовые бригады. Вот и к этому празднику мы хорошо подготовились благодаря нашим добровольным помощникам. В селе шла очень большая уборка, и наши ученики были основной рабочей силой.У нас есть и танцевальный, и хоровой коллективы. Кстати, сегодня вы могли видеть среди выступавших на сцене и учеников наших, и учителей. Народ талантливый. У нас даже победитель областного конкурса грантов есть – учитель получила от губернатора сто тысяч в самом первом, 2007‑м году, потом, вдохновясь ее успехом, несколько учителей тоже заявки подавали. В победители не вошли, но поощрительные гранты по 20 тысяч получили. — В общем, Елена Алексеевна, все у вас, вижу, отлично. Живете вы почти без проблем, словно на другой планете. Другие жалуются… — Нет, конечно, многое бы и нам хотелось улучшить. Конечно же, как и во всех сельских школах, растет количество детей проблемных. Есть у нас родители пьющие, с которыми приходится много работать и социальному педагогу, и администрации. Не скажу, что детей запущенных, имеющих отставание и трудности в обучении очень много, примерно треть. Одна треть, как обычно, звездочки, вторая треть – середнячки, и треть – трудные. Раньше таких были единицы. Но это результат большого комплекса проблем, с решением которых школе самостоятельно не справиться. А если говорить про материальное обеспечение, то тоже есть определенные недостатки. Вот, например, мебель школьную нам прислали. Фирма выиграла конкурс, проводившийся в районе. Да, она недорогая и на вид неплохая. Но когда мы ее собрали, оказалось, что она так скрипит, что невозможно вести урок. И ученики отвлекаются, и педагог. Нельзя же всех заставить сидеть 45 минут, не шелохнувшись? Вот и терпим, надеемся со временем ее сменить. То, что мы выбираем и покупаем сами, нас устраивает. Если по конкурсу – знай, брак придет. Еще о ремонте мечтаем. Причем не косметическом – с таким-то мы каждый год своими силами справляемся, без привлечения подрядных организаций все делаем. Хочется капитального:мечтаем туалеты современные оборудовать, душевые в спортзале. Нам помогают, конечно. Например, в этом году полностью привели в соответствие с требованиями кабинет для первоклассников, заменили окна в спортзале – наша же администрация сельская деньги выделила, но на все наши желания средств не хватит, это мы понимаем. Поэтому смотрим на все с оптимизмом и верой в лучшее. …Эту веру я увидела в каждом, кого встретила в этот день не только в Пуреховской школе, но и на улице села, и на главной ее площади у Преображенского храма, сооруженного по инициативе Дмитрия Пожарского, и у памятника славному земляку. Видимо, его энергия и любовь к родной земле, которые помогли нашему ополчению справиться с польскими интервентами, до сих пор питают эти места и дают силы людям, здесь живущим. Мне оставалось только порадоваться за пуреховцев и пожелать им исполнения всех надежд и задумок.