«Мы ? творцы»: Школьники Нижнего изучают естественно-технические достижения выдающихся земляков
В Нижнем Новгороде дан старт новому направлению патриотического молодежного движения «Непобедимая Россия» ? «Мы ? творцы». Школьники города изучают достижения выдающихся нижегородцев в области естественных и технических наук, создают очерки об ученых и конструкторах, музейные выставки о них.Инициаторы программы «Мы ? творцы» не случайно обратились к гражданско-патриотической теме, связанной с прошлым и настоящим нижегородской науки и техники. В ХХ веке Нижний Новгород ? уже не «карман России», а «столица радио», «кузница оружия» (в период Великой Отечественной войны). С появлением легендарной Нижегородской радиолаборатории, с открытием университета начинается мощное движение талантливой молодежи в науку. К сожалению, сегодня имена выдающихся ученых, конструкторов, инженеров, такие как Лосев, Бонч-Бруевич, Лебединский, Алексеев, Африкантов и многие другие, достижения которых составляют славу отечественной науки, мало известны современным школьникам и студентам. А ведь знакомство с ними может и должно стать трамплином для старта новой молодежной элиты.Организаторами программы «Мы ? творцы» выступили музей науки НРЛ (директор Т. И. Ковалева), Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова (директор Н. В. Панова), центр «Федерация» (директор-распорядитель С. Б. Подкар).Научный руководитель ? проректор ННГУ С. Н. Гурбатов. А душой этого дела, главным инициатором стала менеджер программы, педагог-организатор ДДТ им. Чкалова А. В. Тамбовцева.Проектом предусмотрена организация системы конкурсов по истории нижегородской науки и техники для школьников города. Проект непростой и потребовал от инициаторов напряженной работы, поиска нетрадиционных решений. Но надо отдать должное, сам Дворец им. Чкалова и его сотрудники уже имели богатый опыт патриотического воспитания и необходимые компетенции в организации масштабного конкурса. Что в свою очередь позволило довольно быстро довести идею конкурса до школ, вызвать интерес и «подогреть» энтузиазм у ребят и педагогов.Романтика научного творчества, инженерный поиск и озарения, яркие личности и их судьбы, лидерство и научные школы, гражданский подвиг многих сотен и тысяч первооткрывателей-изобретателей, ученых, инженеров, менеджеров науки и производства должны стать объектами исследований школьников, основой для написания первых в их жизни полноценных очерков по истории нижегородской науки и техники.Программа «Мы ? творцы» имеет межведомственный характер, и ее реализация предполагает сотрудничество школ, вузов, музеев, творческих союзов в решении проблем патриотического воспитания молодежи Нижнего Новгорода. В этом плане проект является пилотным.Основополагающей идеей, миссией программы «Мы ? творцы», как заявляют авторы, является развитие у детей и молодежи мотивации к творческой самореализации, формирование осмысленного интереса к углубленному изучению специальных предметов и желания попробовать себя в науке, формирование чувства ответственности за судьбу страны. Создание такой образовательной среды будет способствовать переходу экономики нашего региона на инновационный путь развития и обеспечению технологического, научного и культурного лидерства. Не секрет, что сейчас конкурируют не только корпорации, товары и услуги, но и целые территории. Идет настоящая охота за умами. Не надо быть крутыми специалистами в области маркетинга территории, чтобы понять, какое значение для нас в будущем приобретает молодая научно-технологическая элита. Но важно, чтобы эта элита не покидала родной город, а создавала наукоемкие предприятия на своей территории. Это может делать только патриотически настронаенная часть нашего общества, знакомая с традициями и легендарной историей, научными подвигами своих отцов, историей основателей научных и инженерных школ.Сама идея направленная на возобновление преподавания в школах и издания специального учебника по истории открытий и изобретений, была выдвинута в обращении лауреата Нобелевской премии академика В. Л. Гинзбурга к педагогическому сообществу России, представителям крупного российского бизнеса, руководителям инновационных компаний под названием «Стратегическая образовательная инициатива» (СОИ) и поддержана в ряде регионов нашей страны. Еще более актуальной эту идею следует считать потому, что в США по инициативе президента Буша принята программа стимулирования технологической конкурентоспособности, в которой предусмотрена поддержка образования, привлечение в школы более 70 тыс. ученых и инженеров, щедрое финансирование фундаментальной науки в объеме 136 млрд долл. в течение 10 лет. Программа «Мы ‑творцы» актуальна именно в нашем регионе, так как мы не располагаем большим количеством сырьевых ресурсов, но зато мы исторически обладаем значительным потенциалом научных и технологических кадров, немалым креативным потенциалом населения особенно его молодой части! Сегодня, когда в городе создаются крупные технопарки, требуется большое количество молодых интеллектуальных кадров. Именно здесь, наряду с научными и образовательными центрами, будут и впредь сосредоточены успешные технологические компании. Надо сказать, что значительный отток молодой образованной элиты очень тревожит всех, поэтому так важно формирование здорового патриотизма, основанного на реальных достижениях прошлого и построенных на их основе проекции в будущее.Углубленное и самостоятельное изучение истории собственной науки и технологии должно, на взгляд авторов программы, способствовать не только выработке чувства законной гордости, но и пониманию того, что именно в Нижнем сосредоточены самые передовые научные и технологические школы.Все ведущие вузы города приняли участие в разработке образовательных краеведческих стандартов, перечня тех достижений, о которых должны знать все нижегородские школьники. Преподаватели вузов были приятно удивлены возросшим интересом детей к истории нижегородской науки и техники. Самыми первыми такие стандарты разработали учёные НижГМА под руководством бывшего ректора, а ныне президента медицинской академии, заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАМН, почётного гражданина Нижегородской области, профессора Вячеслава Васильевича Шкарина и проректора по науке, доктора медицинских наук, профессора Игоря Георгиевича Терентьева. Большое участие в этой работе приняла заведующая музеем академии Елена Александровна Чижова.Анна Владимировна Тамбовцева с юными корреспондентами побывали у них в гостях. Огромное впечатление произвёл музей, в котором хранятся уникальные экспонаты. В трудные для нашей страны и нижегородской науки годы ? с 1986 по 2006 год ? В. В. Шкарин возглавлял медицинскую академию, а проректором по науке был Борис Евгеньевич Шахов. Сейчас ректором стал он. Вместе эти учёные задумали и осуществили полную реконструкцию музея, организовали научную работу по истории медицины нашего края и вуза. Теперь в музей охотно приходят не только нынешние школьники и студенты, но это и место встречи выпускников вуза разных лет. Большое внимание в академии уделяют увековечиванию памяти видных нижегородских учёных-медиков: открыта портретная галерея, введены именные стипендии для лучших студентов, кафедрам присваиваются имена выдающихся учёных, установлены мемориальные доски на зданиях, где учёные жили и работали, выпущен ряд книг об их деятельности. Неизгладимое впечатление на ребят произвела беседа с В. В. Шкариным.Ребята решили обязательно написать о нём очерк для будущего школьного пособия по истории нижегородской науки.