Назад в авангард: смотрим, как эскизы великих художников превратились в уникальные костюмы
Газета "Нижегородская правда" №13 от 19.02.2020
Подписка на газетуНеобычное путешествие во времени могут совершить все посетители Нижегородского государственного выставочного комплекса на площади Минина. В экспозиции «Авангард – Театр – Мода» представлены уникальные костюмы, придуманные гениями русского авангарда и воссозданные нашими современниками. Разные фрагменты выставки уже были показаны в других городах, но именно в Нижнем Новгороде она целиком собрана впервые.
Столетняя тайна
Неординарная выставка заняла весь первый этаж Нижегородского государственного выставочного комплекса. В Нижнем Новгороде состоялась премьера выставки, поддержанная Фондом президентских грантов России.
Большая часть экспозиции посвящена театральным художникам эпохи авангарда, в числе которых были всемирно известные имена – от гения кино Сергея Эйзенштейна и знаменитого архитектора Александра Веснина до Александра Родченко, Варвары Степановой, Александры Экстер и других художников, рождённых уникальной эпохой разрушения старого и рождения нового миров. Необычный выставочный проект позволил превратить в материальные экспонаты эскизы великих художников, почти столетие хранившиеся в московских и питерских музеях.
– Они настолько современны, словно созданы недавно, – уверяет Наталия Козлова, куратор выставки, президент культурно-просветительского фонда «Магия моды». – Это была эпоха гениального русского авангарда, а его часть – конструктивизм – стала единственным русским стилем, который был принят всем миром. Каждую модель, что представлена на выставке, наши художники и модельеры создавали практически год, макетируя, тщательно подбирая ткани и фурнитуру, чтобы максимально точно угадать форму и пропорции, раскрыть замысел художника и повторить утраченные костюмы.
В поисках утраченного
Костюмы и правда получились очень эффектными, дорогими и красивыми. Чтобы воспроизвести рисунки на ткани, мастера делали ручную печать, а потом разыскивали редчайшие сорта бархата и старинных кружев. В итоге для современных художников и модельеров – авторов костюмов год подготовки к этой экспозиции стал годом полного погружения в эпоху 1920‑х годов – времени, когда появились уникальные мастера, которые не знали границ в творчестве.
– После революции живопись стала не нужна, и все художники авангарда, будущие великие архитекторы и кинорежиссёры, скульпторы и фотографы, художники и орнаменталисты могли себя проявить только в театре, – поясняет Наталия Борисовна. – Появились театры Мейерхольда, Таирова, различные группы и студии, потом ставшие всемирно известными театрами. Они отвечали эпохе революции, эпохе переустройства всего мира.
Это новое устройство мира на выставке показано не только в костюмах. Новая мода коснулась всего, и посетители удивлённо рассматривают необычные сумочки из бисера с советской символикой, странные кошельки, украшения, шарфы, перчатки и галстуки, отразившие эпоху авангардных орнаментов.
Мода для народа
А во второй части выставки представлен «Проект музея Надежды Ламановой», и именно она наиболее близка нижегородцам. Ведь легендарная создательница уникальных костюмов, заказчиками которой были коронованные особы, родилась в селе Шутилово Нижегородской губернии в далёком 1861 году. Девочка из обедневшей дворянской семьи, гимназистка Мариинки под влиянием идей Чернышевского и Добролюбова выбрала нелёгкую судьбу, полную взлётов и падений.
Она одевала сестру императрицы Елизавету Фёдоровну, а затем и саму царицу. Делала костюмы к знаменитому балу 1903 года – тому самому, который породил популярную колоду карт, где короли, дамы и валеты изображены в псевдорусских костюмах. А после революции от гибели и тюрьмы Ламанову спасло только вмешательство Максима Горького. Портниха-модельер, как она сама себя называла, впервые стала великим творцом в области театрального костюма, выдающимся театральным художником-костюмером. Сорок лет она посвятила театру и создала костюмы более чем к 50 постановкам.
Несмотря на огромное количество созданных Ламановой туалетов, подлинных сохранилось очень мало, потому что в тяжёлые годы платья постоянно перешивались, к тому же те, кто обладал шедеврами, вывезли их за границу при эмиграции из России.
14 созданных модельером костюмов хранятся в Эрмитаже. А на выставке можно увидеть два подлинных платья, созданных в ателье Ламановой для жён купцов. Официально это не признано, но Наталия Козлова утверждает, что ошибки быть не может – они обладают стилем и особой манерой, в которой работала великая портниха. Ещё два платья воссозданы по фотографии наряда из эрмитажной коллекции и с изображения портрета Евфимии Носовой кисти Константина Сомова, хранящейся в Третьяковской галерее. Близким другом Ламановой был и Валентин Серов, который в последние годы жизни рисовал дам только в созданных ею нарядах.
А в зале «Триумф» расположились экспонаты, рассказывающие о коллекции, сделанной Ламановой и её соратницами специально для парижской выставки ар-деко 1925 года. Созданная из полотенец, рушников, подзоров, холщовых ниток и бечёвок, она так поразила публику, что за неё советские модельеры получили Гран-при. Вместе с Верой Мухиной они создали целую серию платьев для советских женщин и альбом «Искусство в быту» с советами, как скроить костюм из простой холщёвой ткани или павловопосадских платков.
Быть может, кто-то из посетительниц выставки даже вдохновится этими советами и создаст своё уникальное платье 100 лет спустя!