Не заладилось
25 июня коллектив Нижегородского ТЮЗа завершил 81‑й сезон премьерным спектаклем по шекспировскому «Королю Лиру». А двумя днями ранее и уже не на сцене свершился акт, если не трагичный, то уж точно печальный. Собрав журналистов, художественный руководитель театра юного зрителя заслуженный деятель искусств России В. В. Кокорин объявил о своем уходе с поста и отбытии из Нижнего Новгорода. Чтобы понять мотивы поступка, надо вернуться в недавнее прошлое. Почти три года назад Вячеслава Всеволодовича пригласили встать у руля нашего главного детского театра. Тогдашний глава областного департамента культуры вместе с этим известным в России театральным деятелем, лауреатом, номинантом премии «Золотая Маска», членом жюри национального смотра, строили планы амбициозные, с прицелом на дальнюю перспективу. В частности, по словам В. В. Кокорина, ему сразу было обещано, что при ТЮЗе откроют курс Российской академии театрального искусства. Это позволило бы целенаправленно формировать будущую труппу из местных талантов с участием классных столичных профессионалов. Проект удалось реализовать не сразу, лишь прошлым летом был объявлен набор. В итоге восемь счастливцев начали постигать секреты сценического искусства. Однако с начала нынешнего года финансирование процесса прекратилось. Стало известно: в РАТИ идет проверка, провинциальные курсы академии (кроме Нижнего Новгорода такие существуют еще в пяти городах) не вполне легитимны. Что-то в существующих правилах не позволяет лицензировать их деятельность. Тем не менее, в других регионах (где скорее всего нет своих театральных училищ, как у нас) нашли выход и курсы РАТИ благополучно продолжили работу. Здесь, с горечью констатирует В. В. Кокорин, «курс отправлен в бессрочный отпуск, и это сопровождалось невнятными, странными обещаниями, что если Госдума внесет соответствующую поправку в Закон об образовании, то может быть…». Академия, правда, не бросила начатое совместно с Нижегородским ТЮЗом дело. Приезжали проректор и декан факультета столичного вуза, предлагали варианты выхода из болезненной ситуации. Например, перевести нижегородский курс в режим заочного. Но по оценке Кокорина, это несерьезно, хотя бы потому, что за пятью мальчиками первого театрального призыва уже гоняется военкомат с намерением осуществить призыв свой. Да и не годится заочная форма для плана мастера создать здесь свою студию с особым духом, с перспективой вырастить внутри старого театра новый цельный яркий творческий организм. — Я подал заявление и ухожу. Меня сильно подорвала эта ситуация. 28 июня уезжаем домой, в Екатеринбург. Не заладилось, — подвел черту Вячеслав Всеволодович. Он объявил, что передает бразды правления молодому энергичному, талантливому В. А. Золотарю. Год назад тот пришел в ТЮЗ на должность главного режиссера. Пришел в определенную команду, включился в осуществление конкретной концепции строительства нового детского театра. Так что и Владимир Александрович ныне оказался в растерянности. — Не понимаю, что делать, — признался он журналистам. — Конечно, теоретически вижу следующий сезон, мог бы перечислить названия, но итоги последних месяцев настолько печальны, что говорить о светлом будущем не получится. Подчеркнув, что Нижний Новгород пока еще не осознал, какое важное дело свершалось в ТЮЗе, В. А. Золотарь констатировал: путь этого театра, хоть и сложный, ухабистый, все же был намечен четким пунктиром, а теперь уперся в точку с запятой. — Мы хотели создать такой театр, в который детей бы не сгоняли классами, куда бы они шли сами, приводили родителей. И наоборот, — объясняет Владимир Александрович. — Только так ребята получают настоящий опыт встречи с искусством, а не опыт освобождения от урока математики. Здесь создавалось иное лицо детского театра. И беда, что теперь Нижегородский ТЮЗ такую возможность теряет. Мне как минимум некомфортно будет работать в сложившихся условиях. Ну а нам как минимум тревожно за будущность родного ТЮЗа. Быть в ответе за тех, кого приручили, призывал персонаж одной мудрой сказки. Но в реальности судьба труппы да и перспективы развития детского театра в Нижнем Новгороде ставятся в зависимость от неспособности договориться, от личных обид, непонимания, амбиций — так получается? Команда В. В. Кокорина немало сделала. Уже то, что впервые в истории нижегородского театрального искусства спектакль ТЮЗа «Последние» выдвинут на премию «Золотая Маска» да еще в четырех номинациях, — невиданный прорыв. Были и другие удачи, в детском театре стали обычными аншлаги, как в случае с «Бременскими музыкантами». Впрочем, правда и другое: яркий лидер и его соратники в значительной степени остались «варягами» для местного театрального сообщества, по вполне понятным причинам ревниво воспринимавшего пришельцев. Те и сами, пожалуй, не слишком стремились стать своими, держали дистанцию. Оказался ли этот конфликт интересов решающим, или все сгладилось бы со временем? Теперь строить предположения бессмысленно. Не заладилось. Справка Вячеслав Кокорин. Работал в театрах Астрахани, Благовещенска, Хабаровска, Иркутска, Омска, Вильнюса. До 2006 г. возглавлял Екатеринбургский ТЮЗ. Именно на его подмостках поставил спектакль по чеховской «Каштанке», который принес режиссеру национальное признание — театральную премию «Золотая Маска». Выдвигалась на нее и другая его работа — «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско. Более 25 лет В. В. Кокорин занимается театральной педагогикой, проводил мастер-классы в разных городах, в разных странах. В Нижегородском ТЮЗе за три года работы поставил спектакли «Ангелочек», «Последние», «Слон Хортон», «Снежная королева», «Бременские музыканты». Материалы по теме:Скандальный режиссер ТЮЗа покидает театр и Нижний НовгородОбнаженка в ТЮЗе «Собачье сердце». Хроника одного эксперимента Назначен новый главный режиссер ТЮЗаВпервые нижегородцы смогут получить высшее актерское образование в своем городе Сюрпризов больше не будет