Никита Михалков. В гробу он нас видел!
Никита Михалков не любит журналистов. И не скрывает этого. Подозреваю, что он не любит не только их одних… Складывается впечатление, что он вообще любит только себя одного, единственного и неповторимого. Живого классика режиссуры, как он сам об этом думает. Он считает себя интеллигентом и где-то даже… набожным дворянином. Белой костью. Но когда послушаешь его, понимаешь, что это не так. В своих речах и поступках он недалеко ушел от простого, грубого, сермяжного мужика от зачуханной пивнушки. Впрочем, делайте выводы сами. Начнем с цитаты: «Пресса многие десятилетия жила, засунув язык в задницу. Причем кто-то засунул его в свою, а кто-то в чужую. Когда язык разрешили вынуть, выяснилось, что ничего хорошего при помощи его сказать уже не могут». Как вам этот спич? Именно так, в просторечии, изъясняется президент Фонда культуры Российской Федерации! Носящий на груди православный крест и публично, артистично припадающий к иконам. А вот еще цитата: «В гробу я видел тех писак, кто несет всякую чушь обо мне. Я буду бить в торец любого, кто посмеет посягнуть на мою честь». О чести вспомнил товарищ. А когда носком ботинка со всей своей дури засадил в лицо ЛЕЖАЩЕМУ на полу беспомощному пацану (этот момент засветился на ТВ), пусть и «лимоновцу», пусть и хулигану, бросившему в мэтра яйцом… Но ведь лежачему! Но ведь пацану же! Ногой в лицо! Тогда о чести Никита Сергеевич, конечно же, не думал. И о совести, благородстве, религиозности (о которой он постоянно так печется) тоже. А что касается прессы с засунутым куда-то языком, то я знаю более сильных и более смелых представителей прессы, чем его, Никиты, именитый папа со своим ненаглядным «Фитилем» (это ведь тоже своего рода пресса). Анатолий Аграновский, например, Татьяна Тэсс, Инна Руденко, Василий Песков… Язык у них был всегда на своем месте. А вот юноша Никита показал себя во всей красе еще в самом начале 60‑х, когда снимался в фильме «Я шагаю по Москве». Георгий Данелия, режиссер фильма, рассказывает об этом в своей книге так: «…Никита однажды пришел ко мне и стал требовать повышенный гонорар, иначе, мол, я уйду. Он рассчитывал на то, что съемки уже начались и теперь никто не решится менять главного героя. А я ему спокойно сказал: уходи, я найду другого актера. Тогда он пошел на попятную и стал умолять меня, чтобы я забыл об этом инциденте…». Потом он скажет, что это его старший брат, Андрон, надоумил, но суть дела не меняется. Лично мне актер Михалков всегда нравился, особенно в «Жестоком романсе». Тем более что он признался как-то, будто в жизни похож на своего Паратова. То есть сыграл самого себя. Нормальный персонаж. Мне кажется, и хамоватый спекулянт-проводник с «чурдоужскими» дынями в фильме «Вокзал для двоих» недалеко ушел от оригинала. Помню, в 80‑м корреспондент ТВ спросил у Михалкова, как он относится к режиссеру Владимиру Меньшову? Никита, презрительно ухмыльнувшись, сказал сквозь зубы буквально следующее: «Я такого режиссера… НЕ ЗНАЮ». Так и сказал. Иначе как иезуитством это не назовешь. Тем более что именно в те дни Меньшов получил «Оскара» за свой гениальный (не побоюсь этого слова) фильм «Москва слезам не верит». Именно потому, я так думаю, Михалков Меньшова и «не знает». Из-за разъедавшей его злости и зависти. Не выходит из головы случай с режиссером Иваном Дыховичным: «Кто такой Михалков, я понял, когда он позвонил мне и сказал: мол, Ваня, я знаю, что у тебя умер отец… Так ты приезжай, я выражу тебе свое соболезнование». Каково? Вот кто такой Михалков. Кстати, он сам для себя придумал такой утешительный вывод: «Меня ненавидят за то, что у меня рост под 190 и зубы свои!» Логично. А с Олегом Меньшиковым как он обошелся? За «Оскаром» в Америку помчался без исполнителя одной из главных ролей в «Утомленных солнцем», то есть без Меньшикова. Отгулял в Голливуде на славу, принял исключительно в свой адрес все восторги, награды и поздравления, а когда вернулся, то позвонил Олегу и попенял: мол, что же это ты, дорогой друг, даже не позвонишь и не поздравишь меня с получением высокой награды? «Вообще-то я к этой награде тоже имею какое-то отношение…» резонно заметил Олег. «Ну, вообще-то ?Оскара? дают за режиссуру», нашел оправдание своему некрасивому поступку знатный «оскароносец». «Меня ненавидят! сделал полезное открытие для себя Михалков. Меня последние 15 – 20 лет лупят просто наотмашь. Но… ненависть это лакмус для меня, маяк, подтверждающий, что я иду правильной дорогой». Здрасьте! А мы-то думали, что он что-то понял из всего происходящего. Ничего он не понял. И уже не поймет. Родной племянник, Егор Кончаловский, сказал как-то: «Мне кажется, Никита всю жизнь играет какую-то роль, он придумывает себя». Нонна Мордюкова тоже высказалась: «Никита это… Это же… гад ползучий! Он может и слезу пустить, и на колени упасть, а своего добьется». Весьма симптоматично и грубое слово, публично брошенное Эльдаром Рязановым в адрес Михалкова на съезде кинематографистов (не будем его повторять). А сам Никита Сергеевич, проанализировав свою яркую жизнь, пришел к такому успокоительному (для самого себя) выводу: «Надеюсь, что я не хам все-таки…».Неужели? А как же быть с этим: «В гробу я всех вас видел…»? А, впрочем, Бог ему судья.