Нижегородские первоклассники с расстройствами аутистического спектра впервые пойдут в общеобразовательную школу
1 сентября в Нижегородской области 54 ребенка с расстройствами аутистического спектра впервые пойдут в школу. «Особенные» дети будут учиться и социализироваться в 9 общеобразовательных школах.
Столь масштабный инклюзивный проект реализуется в регионе впервые. Раньше дети с расстройствами аутистического спектра учились дома или в специальных коррекционных школах. В этом году, благодаря реализации в регионе Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, принятой губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, появилась возможность обучать их в общеобразовательных школах.
«Создание образовательной среды для школьников с особыми образовательными потребностями — одна из серьезных и важных задач. Для ее решения создаются вариативные условия включения детей в общеобразовательную среду школы через создание ресурсных и автономных классов», — подчеркнул заместитель губернатора, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов.
Подготовительный этап к открытию ресурсных классов занял около года. В преддверии 1 сентября педагоги проводят адаптационные индивидуальные занятия с детьми для того, чтобы включение в общеобразовательную среду прошло для них максимально комфортно.
«Мой ребенок завтра впервые идет в первый класс. В последние две недели мы ежедневно готовимся к школе, и за это время уже сформировалась привычка и к школьному классу, и к учителю. Несмотря на то, что мы с трехлетнего возраста посещаем коррекционные занятия, уроки в школе для моего ребенка имеют особое, уникальное значение, так как обеспечивают индивидуальный темп включения в учебный процесс, снижают стресс от изменений в режиме, повышают мотивацию к обучению», — рассказал папа «особенного» первоклассника Дмитрий Шитов.
Как отметил министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, в работе с детьми с РАС важно сразу правильно выстроить образовательный процесс. Для этого необходимо тщательно провести диагностику познавательных возможностей и эмоциональных особенностей ребенка.
«Организовать это можно только в индивидуальном режиме. Кроме того, постепенная адаптация и подготовка к школьной среде позволит детям и родителям 1 сентября в полной мере насладиться праздником» — отмечают педагоги автономных классов.
Все они дважды прошли повышение квалификации по профилю инклюзивного образования за последние полгода.
«Высокий уровень компетенций педагогов — наиболее важный вопрос для нас. Организация работы в ресурсных классах — инновационный процесс. Поэтому, несмотря на наличие нескольких педагогических вузов в регионе, подготовка специалистов была доверена организациям, неоднократно апробировавшим программы этого узкого направления», — пояснил Сергей Злобин.
Для всего персонала школы проводятся семинары, направленные на информирование о РАС в целом и формирование толерантного отношения к «особенным» детям.
«Благоприятная социальная среда может принести даже большую пользу для ребенка с расстройством аутистического спектра по сравнению с учебной средой. Такую среду создают не оборудование и не методики, а люди. Часто нетерпимое отношение к людям с ментальными нарушениями является следствием не жестокости людей, а дефицита информации. Наша задача состоит в том, чтобы через информирование сделать социальную школьную среду наиболее толерантной», — отметила руководитель ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС Надежда Гусева.
Выбор школ, на базе которых открываются ресурсные и автономные классы, был самым ответственным шагом в этом процессе.
«У нас уже есть опыт в организации инклюзивного образования. У Борской средней школы №4, например, весьма успешная практика инклюзивного включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс. Педагоги готовы им поделиться и прийти на помощь коллегам при возникновении сложностей», — подчеркнула начальник управления образованием г.о.г. Бор Людмила Алексеева.
Напомним, в апреле 2019 года полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров предложил создать в Приволжском федеральном округе новый общественный проект, направленный на максимально раннее выявление и сопровождение людей с особенностями ментального развития.
Отметим, что мероприятия региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями проходят в рамках реализации поручений Президента РФ Владимира Путина по развитию системы социальной реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью.
Ранее сообщалось, что во время онлайн-общения с Натальей Водяновой, основателем благотворительного фонда «Обнаженные сердца», губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил, что «есть планы по созданию центра для детей с подобными расстройствами» в регионе. «Хочется, чтобы Нижегородская область была передовой в этом вопросе», — подчеркнул Глеб Никитин.