Название конкурса «Искусный глагол» дает понять: речь идет не о политической журналистике и не о «скандалах, интригах, расследованиях». Это тот случай, когда благотворительный фонд, созданный предпринимателем, поддерживает журналистов, пишущих о культуре.
Предприниматель – Владимир Потанин. Он же – председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа. В следующем году его благотворительному фонду исполнится 20 лет и все это время он поддерживает российскую культуру.
- Культура – ресурс социально-экономического развития регионов, - уверена Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда. – Для нас важно, чтобы успешные культурные инициативы и организации становились примерами и в профессиональной среде, и в обществе. А для этого необходим взаимный интерес культурных институций и медиа и качественное освещение событий в сфере культуры.
Так возникла идея конкурса «Искусный глагол». Сегодня он проводится по всей России: призовые места распределяются по восьми номинациям. Самая большая конкуренция бывает в двух: лучшая статья и лучшее интервью. Меньше всего заявок – в номинациях «лучший блогерский материал» (что странно) и «лучшая публикация о Государственном Эрмитаже».
География участников, как говорят организаторы, «от Владивостока до Нижнего Новгорода». Кстати, самыми активными участниками стали представители более отдаленных от Москвы кластеров: Сибирского, Уральского и Дальневосточного. В Приволжском кластере журналисты подали всего 21 заявку (для сравнения – из Сибирского пришло 73 заявки).
В результате победителями в региональном этапе стали трое нижегородцев: Анна Артамонова (просветительский центр «Глагол») – «Лучшая телепрограмма о культуре», Антон Афанасьев (свободный фотограф) – «Лучший фоторепортаж» и Светлана Иконникова («Нижегородская правда») – «Лучшее интервью».
Анна Артамонова и Светлана Иконникова также признаны лучшими и в «абсолютном зачете» своих номинаций.
Победителей регионального этапа награждают в Казани. Это вполне логично: на территории казанского Кремля базируется филиал Государственного Эрмитажа. Дипломы журналистам вручают руководители Государственного Эрмитажа и Республики Татарстан.
- В нашей работе очень много зависит от профессионализма журналистов и в целом – СМИ, - говорит Светлана Адаксина, заместитель генерального директора, главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа. – Какими глазами нас увидят журналисты, как расскажут – так нас и будут воспринимать люди. Хочется, чтобы статьи о музеях были интересны не замкнутому коллективу искусствоведов, а самой широкой публике.
Многие музеи это уже понимают: они сами предлагают журналистам интересные темы для публикаций и отвечают на все, даже самые неудобные вопросы.
Кстати, интервью, ставшее лучшим, родилось именно так: сотрудники Государственного центра современного искусства «Арсенал» сообщили ведущей рубрики «Живой разговор» Светлане Иконниковой об открытии выставки «Горький.Модернизм», а Светлана в ответ попросила об интервью с куратором выставки Алисой Савицкой.
- Большую часть своей жизни я провожу в интернете, - улыбается Светлана Иконникова, - и поэтому «шоу-стоппером» в аннотации выставки для меня стал такой факт: она создавалась вместе с десятками тысяч участников группы «Город Горький: его уже нет» в Фейсбуке. Как это – музейные работники пошли на поводу у рядовых нижегородцев? Такое возможно?! Я, конечно, понимала: в «Арсенале» такое не только возможно, но и поощряется – это музей, который чудесным образом умеет даже не раздвигать границы, а просто не замечать их. И кроме этого, у меня был личный интерес – Алиса Савицкая, личность глубокая и многогранная. С такими людьми, как она, плохое интервью невозможно сделать по определению. Так что свою победу я по праву должна разделить с Алисой и в целом – с сотрудниками «Арсенала».
Прочитать интервью-победитель можно по этой ссылке: https://pravda-nn.ru/interview/alisa-savitskaya-my-postepenno-otkazyvaemsya-ot-ponyatiya-tselevaya-auditoriya/
- Мы отправляли на конкурс цикл программ из серии «Обретенная история», - рассказывает Анна Артамонова, - лучшей была признана передача «Топорная игрушка». Помню, мы приехали в краеведческий музей в городе Семенов – и увидели экспозицию этих игрушек. Хохлому знает, наверное, весь мир, а топорная игрушка – это, скажем так, уходящая натура. Мы пообщались с мастером Николаем Муравьевым – кажется, единственным на сегодня, кто владеет этим промыслом. Он, кстати, с каким-то стоическим спокойствием говорил: «Да, раньше я молодежь учил этому, но те все из деревень разъехались, а сегодня мальчишки не особо плотницким делом интересуются»… Очень скромный человек – его работы есть в нижегородском музее художественных промыслов, но сам он вовсе не претендует на особое отношение к себе.
Посмотреть передачу можно здесь.
Организаторы конкурса, кстати, тоже заняли лидирующие позиции в негласном журналистском рейтинге: по мнению многих участников, форма проведения «Искусного глагола» и уровень продуманности каждого момента культурной программы для победителей был одним из лучших в России.
- Иногда профессиональные журналистские конкурсы отличаются явной местечковостью: у определенной компании есть свои СМИ-фавориты, которые из года в год и получают призовые места, - говорит Анна Артамонова. – Здесь же подход совершенно иной.
- Можно сказать, подход индивидуальный, - поддерживает Светлана Иконникова. – Культурная программа для лауреатов была рассчитана на два дня. И, во-первых, она была продумана до мелочей, а во-вторых, организаторы учли буквально все пожелания участников. Так что с конкурса мы увозим дипломы и впечатления, а оставляем взамен искреннюю благодарность всем, кто принял участие в его проведении – в первую очередь, Благотворительному фонду Владимира Потанина, Компании развития общественных связей и Государственному Эрмитажу.