Нижегородский прорыв
Как адекватно оценить итоги трехлетнего пребывания Валерия Шанцева на посту губернатора Нижегородской области? Ведь речь пойдет о самом начале дел. Больших дел. Которые именно в силу их масштабности в эти три года только и можно было начать, но уж никак не закончить. И все же давайте попробуем. Обыватель Есть, впрочем, и вполне себе явные, а не только промежуточные итоги. И первое, что приходит на ум, — это дороги. Казалось бы, самое простое. Примитивное дело. Но в условиях России это простое, само собой разумеющееся дело где-нибудь во Франции или Бельгии, приобретает стратегическое значение. И оттого так важно первое, обывательское впечатление. А обыватель — что ж! — обыватель прекрасно видит, насколько изменились областные дороги при Шанцеве. Изменились разительно — так, что видно даже невооруженным глазом, наматывая на автомобиле сотни километров губернских путей. Едешь по области — и чувствуешь себя в Европе. Въезжаешь в какой-нибудь поселок или городок — и снова оказываешься в России. Выезжаешь за пределы области — то же самое. Отчего так? Другие плохо работают? Или Шанцев хорошо? Так или иначе, но дороги — это то, что в первую очередь бросается в глаза нижегородскому обывателю, рассуждающему об итогах правления Шанцева.ПрезидентПравда, чтобы так удачно угодить обывателям, нужно было очень хорошо постараться. И в первую очередь не прогадать с выбором кандидатуры на пост губернатора. Нет смысла сейчас вспоминать все перипетии той сложной и напряженной борьбы за пост нижегородского губернатора, что шла все лето 2005 года, достаточно лишь сказать, что окончательное решение принимал сам президент. И он принял его — решение, практически для всех оказавшееся неожиданным, но, как ни странно, практически всех же и устроившее. В том числе и самого президента. Шанцев вполне оправдал доверие президента, свидетельством чему стал уже второй за последние два года визит Путина в Нижний Новгород. А надо сказать, что Нижний не был избалован президентским вниманием. Первый раз Путин посетил Нижний в 2000 году, тогда еще в ранге премьер-министра и и.о. президента. При Ходыреве Путин не заезжал в Нижний ни разу. При Шанцеве — уже дважды. Первый раз в феврале 2006 года, буквально через полгода после назначения нового губернатора. Второй раз — совсем недавно, 24 июля 2008 года. И хоть это был визит уже не президента, а премьера, значение его от этого нисколько не уменьшилось. Равно, как и доверие.Доверие Да, Путин явно доверяет Шанцеву, и это видно даже в мелочах. Но еще отчетливее это проявляется в серьезных вопросах, имеющих значение, кстати, не только для Нижегородской области, но и для всей страны. В подобных вопросах Путин всегда встает на сторону Шанцева, как это проявилось, например, в деле Чебоксарской ГЭС. Не будем углубляться в историю вопроса, отметим лишь, что спор шел между двумя проектами поднятия уровня Волги и обеспечения сквозного судоходства на нижегородском участке. Первый, чувашский проект, предполагает достройку Чебоксарской ГЭС и повышение уровня водохранилища до 68 метров. Теоретически данный проект решает проблему судоходства, но одновременно угрожает подтоплением Нижнего Новгорода в районе Борской поймы. Меж тем именно там нижегородский губернатор предполагает развернуть строительство масштабного ультрасовременного города-спутника — Globe Town. Это строительство оказывается под угрозой затопления в случае поднятия уровня Чебоксарской ГЭС, а на инженерную защиту города денег не хватит даже у Нижнего, не говоря уже про Чувашию. Да и федеральные власти вряд ли смогут столько выделить. И нижегородские власти предложили другой проект, куда более дешевый и эффективный — строительство низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на Волге выше Нижнего Новгорода. Тем самым нижегородцы решают сразу три проблемы — судоходства на Волге, ликвидации угрозы затопления и строительства Северного объезда вокруг Нижнего Новгорода. Опять-таки не будем останавливаться на всех перипетиях борьбы лоббистов обоих проектов — и в СМИ, и в правительстве, и в экспертных советах, — скажем лишь, что нижегородцы победили. То ли проект оказался лучше, то ли Шанцев — более умелым лоббистом, нежели Федоров, то ли доверие Путина к Шанцеву выше, но Путин подписал постановление № 377, предусматривающее включение проекта строительства северного обхода и низконапорной плотины в Федеральную программу развития транспорта до 2015 года. Тем самым он подтвердил доверие своему нижегородскому протеже и всем его планам и проектам.Пример Да и как было не подтвердить, когда нижегородский губернатор и область в целом демонстрируют пример столь любимого Путиным (а теперь и Медведевым) несырьевого, инвестиционно-инновационного развития. Сырьевыми ресурсами область не богата — кроме леса, собственно говоря, и продать-то нечего. И, однако ж, с приходом Шанцева она устойчиво демонстрирует и рост ВРП, и рост доходов населения. За счет чего? Высокие технологии, промышленность, торговля, сфера услуг — главные нижегородские козыри, которые Шанцев не стесняясь выкладывает и перед инвесторами, мотаясь по всем отечественным и зарубежным экономическим форумам, и перед президентом, а ныне премьером Путиным, посещающим область с инспекционными поездками. С первым визитом Путина к Шанцеву 16 февраля 2006 года было связано заседание президиума Госсовета, посвященное развитию информационных и коммуникативных технологий. Место проведения заседания было выбрано не случайно. Нижегородская область является одним из лидеров развития в данной сфере. Перед самим заседанием Путину была устроена встреча с сотрудниками и руководством Научно-исследовательского института измерительных систем (НИИИС) им. Седакова, основным направлением работы которого являются техника передачи, приема, регистрации и обработки информации, техника радиосвязи, радиолокации и радиотелеметрии, вычислительная техника. Путину, в частности, был продемонстрирован комплект аппаратуры, который обеспечивает контроль параметров боевого комплекса «Булава». Производимые в НИИ радиоэлектронные системы используются при применении различного высокоточного оружия, в том числе ядерного, а информационно-управляющие системы используются для управления техническими параметрами АЭС «Куданкулам» в Индии, которая строится при участии российских специалистов. Тогда же Путину показали интегрированную автоматизированную систему управления технологическими процессами, разработанную для участия в тендере на строительство газопровода. Короче, козырнули всеми теми преимуществами, которые должны сделать не только Нижний, но и всю Россию ведущим мировым экономическим субъектом. Путина увиденное тогда явно впечатлило.Пример‑2 Впрочем, ничуть не менее его впечатлило и увиденное во второй приезд к Шанцеву 24 июля 2008 года. Тогда нижегородцы козырнули уже не высокими технологиями, а тяжелой промышленностью. Премьеру устроили экскурсию по Выксунскому металлургическому заводу, готовящемуся к запуску сразу двух крупнейших металлургических производств — литейно-прокатного комплекса (ЛПК) и «Стан-5000» по производству труб большого диаметра. Продукция нового ЛПК будет использоваться в трубной, автомобильной, судостроительной и других отраслях промышленности, а «Стан-5000» к 2010 году полностью обеспечит прокатом российский рынок производства труб большого диаметра. В частности, из этих труб будут прокладываться подводный газопровод Nord Stream и другие магистральные трубопроводы. Но больше всего премьера порадовал даже не размах производства, а долгосрочные контракты ВМЗ с зарубежными партнерами. Это сотрудничество Владимир Путин прямо привел в пример другим российским металлургам, призвав и их по примеру ВМЗ переходить на долгосрочные контракты. Нижегородский пример снова был поставлен во главу магистрального пути развития России.Перспективы Нижегородцы, впрочем, не ограничились одним накатанным путем. Амбиции и у них, и у губернатора явно не провинциальные — они прокладывают новые, действительно магистральные и по-настоящему перспективные пути развития. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Вот, например, уже довольно долго говорится о создании в России транзитного коридора и транспортного узла мирового уровня. Шанцев же переходит от слов к делу и уже выстраивает на Нижегородчине мировой логистический центр. Заканчивается строительство метромоста, способного разгрузить значительную часть автомобильного потока в центре города. Полным ходом идет реализация проектов Северного и Южного обходов города с попутной подготовкой к строительству сразу трех мостов через Волгу, один из которых будет совмещен с той самой низконапорной плотиной в районе Городца, о которой говорилось выше. Четырехполосный метромост будет строиться с перспективой на транспортную инфраструктуру Globe town, куда также пройдет линия метро. В декабре 2009 года планируется запустить канатную дорогу «Нижний Новгород — Бор». Это лишь малая часть той грандиозной транспортной инфраструктуры, которую планируется создать в Нижегородской области. А ведь есть еще соглашение с РЖД о строительстве скоростной железной дороги «Нижний Новгород — Москва». Есть проект развития логистического центра в районе международного аэропорта «Нижний Новгород». Инвестиции в проект, по предварительным оценкам, составят 54 миллиарда рублей. Будет построено около 2 миллионов квадратных метров современных складских помещений, и грузооборот предполагается до 10 миллионов тонн в год. Это уже не семечки, это уже серьезно. Особенно учитывая, что подобных центров будет еще два — один в районе Большого Козино, другой — в районе Кстово. Когда все эти центры, склады, мосты, порты, аэропорты и просто автомобильные дороги замкнутся в единый транспортный узел, Нижний Новгород станет крупнейшим торгово-логистическим пунктом европейской России, а в перспективе, возможно, и всей Евразии.Вершина Вершиной нижегородского развития, так сказать, основным из всех прокладываемых магистральных путей, должно стать строительство нового города — Globe Town или «Борская пойма». Это будет практически полноценный город (хоть и включенный в административную структуру Нижнего Новгорода), рассчитанный на 400 тысяч жителей, заложенный с нуля и построенный по самым современным проектам. Шанцев не стал повторять московских ошибок и не стал ломать исторический центр города, дабы выстроить там современный бизнес-центр. Он предпочел его заложить с нуля и с нуля же обеспечить всей необходимой инфраструктурой. Проектов подобного масштаба в современной России еще не реализовывалось, так что нижегородский губернатор является в этом смысле первопроходцем. Неудивительно, что этот проект так заинтересовал Путина, и неудивительно, что Путин выказал ему полную поддержку и одобрение. Тем паче что нижегородский губернатор уже доказал свою способность привлекать инвестиции на масштабные проекты, а не только «выбивать» деньги из государственного бюджета. Впрочем, и то, и другое умение губернатора наверняка будут востребованы еще не один год, поскольку предполагаемый срок реализации всех задуманных масштабных проектов колеблется от 3 до 10 – 12 лет.