Нижегородский театр драмы показал зрителям фантасмагорию о психбольнице
Газета "Нижегородская правда" № 21 от 18.03.2020
Подписка на газетуФилософскую фантасмагорию «Великий забытый» продолжительностью почти четыре часа представил Нижегородский театр драмы. История про известного телеведущего, на почве трудового подвига загремевшего в дурдом и там встретившего кумира своей молодости, мгновенно обрастает множеством смыслов. И погружает героев, а с ними и зрителя в необычную пучину абсурда постмодернистского театра.
Превращения
Жанр постановки определён как фантасмагория. Это даёт возможность режиссёру и актёрам выходить за пределы канонов, смешивать жанры, добавлять абсурда и заигрывать со зрителем, создавая спектакль в спектакле. Тут уже не совсем понятно, импровизация перед вами или выверенный до последнего вздоха монолог о жизни, судьбе и понимании мира. И вот уже декорация телестудии меняется на эпичное изображение сумасшедшего дома, жизнь которого режиссёр, он же автор пьесы Родион Овчинников, раскрывает в самых неожиданных ракурсах.
В спектакле масса отсылок и культурных кодов. Распутать их все, наверное, не под силу ни одному зрителю. Тут и символическое крещение в фонтане, и сожжение на костре, и классическая сцена дуэли на пистолетах у барьера, и пир во время чумы, и адский огонь с вечным кочегаром Данилычем (Юрий Котов) – богом и дьяволом одновременно, при котором главврач дурдома становится ангелом смерти с маленькими чёрными крыльями. Но обо всём по порядку.
Трое
Популярный телеведущий Олег Порох (Валентин Омётов), который, несмотря на пошлость и мерзость современного телевидения, сохранил понятия о чести и совести, открывает для себя изнанку славы. Не каждый день видишь, как человек, который блистал на эстраде и перед талантом которого ты преклонялся, из милости живёт в дурдоме, всеми покинутый и забытый.
«Я думал, вы давно умерли…», – признаётся ему герой. Легендарного «забытого» Петра Зарайского сыграл Сергей Блохин, в этой роли одновременно похожий на Альберта Эйнштейна, Марка Твена, кентервильское привидение и Вячеслава Полунина. Гигантский пушистый одуванчик, одинокий и чужеродный в этом мире сумасшествия.
На месте психиатрической лечебницы, в которой оказались наши герои, раньше был дом ветеранов сцены, в котором при пожаре сгорел паспорт Зарайского. Так он и стал фантомом – человеком, которого нет, и он не хочет никуда отсюда уезжать. Впрочем, и ехать-то ему некуда. И вот он берёт под своё крыло новичка, объясняя ему суть жизни и простых радостей… Но молодости чуждо мудрое, отрешённое созерцание мира. Рыбалка и комары – не его профиль.
Тут-то и появляется третий герой с говорящим именем – Вячеслав.
– Ты ждал славу, так вот она пришла – Слава, – изрекает Зарайский.
Слава – типичный русский мужик, самородок-музыкант, готовый сыграть на любом инструменте, мастер на все руки, отец восьмерых детей. Ему бы жить и радоваться. Но он топит свою неуёмную энергию в бутылке. Его сыграл Олег Шапков, наделивший своего героя бесконечным обаянием. А над всеми ними царит главный врач больницы (Александр Сучков). Всё понимающий, но оказавшийся в заложниках своей профессии и сам балансирующий на границе безумия.
Мир наизнанку
Чем дальше заходит повествование, тем больше зрители понимают, что душевно больны не герои, а окружающий их мир, от которого можно спрятаться только в доме умалишённых, где фантазия переплетается с реальностью. Но бесконечно прятаться невозможно, и в душах их зреет бунт, выливающийся в свадебный разгул. Главный герой-телевизионщик решает начать новую жизнь и осчастливить медсестру. Эпичная свадьба чем-то напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Только вместо апостолов за столом собираются вместе с героями Свифт, Мольер, Гоголь и Жана д‘Арк, прибывшая на свадьбу в виде тёплого пепла в урне. Только вот этот юмор вовсе не смешной.
Допрос у главврача, человека неплохого, но опасающегося тех, кто выше, с классической «лампой в глаза» очень напоминает булгаковскую сцену в дурдоме с Иваном Бездомным, но эта ещё более мрачная и метафоричная. И тут же дуэль а‑ля Ленский и Онегин, и лирическое отступление, показывающее давно умерших матерей главных героев. Их истории собрали воедино боль всех матерей мира, а она одна и у крестьянок, и у дворянок… И когда они превращаются в богинь судьбы Парок и плетут нити судеб героев, поневоле задумываешься о том, что ждёт дальше.
Спектакль каждому зрителю задаёт вопрос о том, для чего он живёт в этом мире. И почему юноша, полный идеалов и идущий за мечтой так легко, теряет себя, погнавшись за славой и деньгами или утонув в пьянстве. Чем закончилась эта история, вы узнаете, придя на премьеру. Но будьте готовы к тому, что создатели спектакля заглянут и в вашу душу. И покажут вам то, чего вы и сами ещё не видели.
16+