Нижегородцы остались без газа, за который исправно платили
Газета "Нижегородская правда" №26 от 10.04.2019
Подписка на газетуЖители домов по Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде остались без газа. Причина не в долгах и не в аварийном состоянии оборудования. Ресурсоснабжающая организация приостановила подачу голубого топлива, потому что у собственников нет договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Журналисты «Нижегородской правды» разбирались, насколько законны такие отключения и кто несёт ответственность за исправность газовых плит и колонок в наших домах.
Пришли и отрезали
В многоэтажке № 17 по Верхневолжской набережной без газа остались жители 14 квартир. Собственники возмущаются:
– Газ отключили, не поставив людей в известность, хотя многие были дома. Представители ресурсоснабжающей организации просто зашли в подъезд, установили блокираторы на трубы – и всё.
Между тем для местных жителей газ – это жизнь. В сталинках установлены колонки, так что без голубого топлива нет горячей воды. Плиты тоже газовые.
– Люди элементарно не могли приготовить еду, – говорит житель дома № 17 Илья Новиков. – Мне пришлось увезти детей к родственникам.
Но есть и пожилые люди. Им как быть? У нас живёт женщина, ей 89 лет. И она не в состоянии бежать искать организацию, с которой можно заключить договор на обслуживание газового оборудования.
Не успели прийти в себя жители дома № 17, как та же участь постигла их соседей в доме № 19. Там без газа остались жители пяти квартир.
– У нас происходит столько несчастных случаев, когда от отравления угарным газом гибнут люди. И виноваты в этом прежде всего управляющие компании, работники которых не чистят дымоходы и вентканалы, – считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. – А выставить виноватым хотят простого гражданина, который ежемесячно платит ДУКу за обслуживание наших многоквартирных домов. Мы уже и так всё оплачиваем. На каком основании страдают люди, в том числе дети и пожилые?
Договор дороже денег
Собственно, ответственность с ДУКов никто не снимает. И в их компетенции не только чистка дымоходов и вентканалов, но и заключение договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования – того, что в местах общего пользования. А вот заключение договоров на обслуживание газовых плит и колонок по закону целиком лежит на владельцах квадратных метров. И заключены эти договоры лишь у 63 процентов собственников газифицированных домов и квартир в Нижегородской области.
В Нижнем Новгороде этот показатель чуть выше – 64 процента. В результате только в областном центре 44 тысячи домов не имеют договоров со специализированными организациями. Самыми проблемными считаются Ленинский и Сормовский районы. Там больше 12 тысяч жилых домов из-за отсутствия таких договоров могут остаться без газа.
Потратили нервы и деньги
Что касается жителей домов на Верхневолжской набережной, то сейчас практически во всех квартирах газ есть – собственники заключили соответствующие договоры. При этом они убеждены: жителей надо было лучше информировать, а отключение в их домах происходило с нарушениями действующего законодательства: в частности, жителей должны были дважды уведомить о предстоящей процедуре.
Мы обратились за комментариями в ресурсоснабжающую организацию.
– Действующим законодательством (Постановление правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г.) обязанность по заключению договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) возложена на собственников помещений, – пояснил советник гендиректора по связям с общественностью АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» Илья Вознесенский. – В течение всех этих лет (с 2008 г.) работа по информированию жителей ведётся, в том числе через средства массовой информации. Кроме этого в квитанциях на газ регулярно печатаются напоминания о том, что следует заключить такой договор. Абонентам, которые не отреагировали на данные обращения, 24 января 2019 года официально были направлены уведомления о необходимости заключения договора на техническое обслуживание ВКГО, в противном случае поставка ресурса будет приостановлена. По законодательству собственнику на решение вопроса положено 20 дней. Мы дали гораздо больше времени, и только 19 марта 2019 в доме № 17 по Верхневолжской набережной в помещениях, где не было договоров, произошло отключение.
Как пояснили в компании, присутствие собственников во время процедуры отключения необязательно, потому что оно происходило не в квартирах, а в местах общего пользования. При этом все необходимые документы (акты об отключении) были составлены.
Случай на Верхневолжской набережной далеко не единственный. В подобные ситуации попадали жители разных районов города и области.
Кстати, для того чтобы поставка газа возобновилась, жителям пришлось не только заключить договоры, но и оплатить по 665 рублей за отключение и возобновление газоснабжения. Вывод один: чтобы не тратить собственные деньги и нервы, оформлять договоры лучше заранее.
Андрей Чертков, министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области:
«Некоторые граждане отказываются заключать договоры на обслуживание газового оборудования, потому что не имеют возможности оплачивать эти услуги. Кроме того, у некоторых семей установлены устаревшие газовые плиты и колонки, которые представляют опасность, но заменить их они не могут из-за низкой платёжеспособности. В дальнейшем необходимо разработать программу социальной защищённости для данных категорий граждан. Но договоры на обслуживание должны быть у всех, и оборудование должно проверяться регулярно»
Весьма удобен в решении этого вопроса оказался опыт ДУКа Советского района. Там несколько лет назад централизованно заключили договоры на обслуживание оборудования во всех помещениях многоквартирных домов, включив ежемесячную плату в квитанции. Жители довольны: не надо бегать по инстанциям и услуга оплачивается не единовременно.
Заключить договор на обслуживание газовых плит и колонок можно с любой организацией, имеющей лицензию. Сведения имеются на сайте Госжилинспекции.