Нижегородцы смогут увидеть предметы старинного быта аристократов
Газета "Нижегородская правда" №92 от 13.11.2019
Подписка на газетуЭлегантная бонбоньерка в виде головы мопса, мушечница, в которой неизвестная красавица хранила мушки, малахитовая шкатулка, оружие, ордена, и даже серебряный кубок и чернильница, которых касалась рука императора — уникальные и практически бесценные экспонаты представил исторический музей на выставке «За строкой музейного шифра», которая открылась в Дмитриевской башне кремля.
Оказывается, музей планировал привезти в Нижний выставку золота инков, но что-то пошло не так, и сотрудники музея создали для посетителей не менее интересную выставку, состоящую из раритетов, собранных столетиями. А заодно открыли посетителям секреты своей профессии.
- Мы приоткрыли музейную кухню — оформление выставки сделано в духе учетных карточек музея, которые хранятся в каталогах и показывают время и источник поступления экспоната в музей. Каждому предмету, который когда-либо поступал в коллекцию музея, был присвоен свой особый номер — музейный шифр. Так и родилась эта выставка, которая показывает посетителям музейную жизнь изнутри. А судьба экспонатов бывает очень интересной — рассказал нам главный хранитель музея, Павел Шавенков.
И сегодня мы вместе с ним проведем для вас виртуальную экскурсию по выставке, в которую вошли предметы, собранные за 123 года работы музея. Это изделия из драгоценных металлов и камней, подлинники из эрмитажной коллекции Екатерины II, коллекций Аракчеева, Шереметевых, Карелина, которые объединяют в себе историю трёх тысяч лет — самые древние экспонаты — археологические находки. Но, конечно, больше впечатляют вещи последних трех столетий, созданные уникальными мастерами.
Серебряный позолоченный кубок и чернильница с коронованным двуглавым орлом помнят тепло рук последнего российского императора Николая II. В 1913 году на открытии государственного банка из этого кубка он пил за успех банкирского дела, а этим пером расписался в книге почётных посетителей. Связана с историей царской семьи и медаль «В память чудесного спасения царского семейства 17 октября 1888 года». В тот день император Александр III держал на своих плечах крышу вагона после крушения поезда. Потрясение не прошло для императора бесследно, он долго болел, но народная молва тех лет говорила о нем чуть ли не как о былинном богатыре.
Показал музей и одну из неразгаданных тайн — знаменитый стакан, созданный более 200 лет назад крепостным, стекольных дел мастером, Александром Вершининым. Между стенок стаканов он располагал пейзажи из трав, листьев и бумаги. И до сих пор нет ответа, как же он делал эти стаканы — зазоры между стенками минимальны, и запаять стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию, практически невозможно. Зрелище просто фантастическое.
С интересом рассматривают посетители необычную обувь — кабкабы. Название свое они получили благодаря звуку, издаваемому при ходьбе. Обычно они изготовлялись из дерева, но для украшения могли инкрустироваться золотом и серебром. Мусульманские девушки такой обувью добавляли себе рост и спасали платья от уличной грязи.
Скромные пяльцы рассказывают не столько о технике вышивки, сколько о языке цветов —ведь каждый элемент рисунка имел тайный смысл, который
прекрасно понимали избранники и подруги. А уж сколько тайн мог поведать веер! И рисунки на нем, и то, как дама его складывала ли раскрывала! Тот веер, что вошел в экспозицию, якобы, принадлежал актрисе Мариинского театра, которой подарил его сам Шаляпин.
Театральная история и у роскошных каминных часов «Спащая жница». В музей они попали из городского театра. Видимо, часы использовались как реквизит, но потом сотрудники театра решили, что им место в музее. А может реквизиторам просто тяжело было постоянно перетаскивать это роскошество. Есть в коллекции и другие часы. Их в своем основании скрывает маленькая арфа!
Элегантная золотая табакерка привлекает взгляды всех посетителей. Резные листочки на ней сделаны из трех видов золота — желтого, розового и белого. В музей она попала из коллекции барона Жомини сразу после Революции.
Графин венецианского стекла, удивляет своим изяществом. Чрезвычайно тонкостенный, он покрыт тончайшей гравировкой.
А вот кому принадлежал орден Святой Анны, которому посвящено так много стихов и даже балет по рассказу Чехова, секрет даже для самих работников музея. Но это, безусловно, был вельможа высокого ранга.
Изящная шпага попала в коллекцию из имения Шереметевых из села Юрино. Она принадлежала приятелю Пушкина — Петру Шереметеву. Его он упоминает в «Путешествии в Арзрум».
Роскошная готовальня принадлежала Петру Готману. Сподвижник Бетанкура, он активно участвовал в проектировании и сооружении здания Нижегородской ярмарки, а потом остался в Нижнем и проектировал дамбы, мосты, набережные, доходные дома и два знаменитых здания ‑губернаторский дворец в кремле и казармы на набережной. Потомки архитектора сейчас живут в Польше и просят музей отдать им инструменты знаменитого предка. Но музей не намерен расставаться со своими сокровищами, встречу с которыми дарит сегодня всем любителям истории.
Выставка в Дмитриевской башне кремля будет работать до весны ежедневно с 10:00 до 17:30.
(0+)