Новая книга о Ростиславе Алексееве рассказывает, как жил и работал великий конструктор
Сегодня имя Ростислава Алексеева нижегородцы всех поколений называют одним из первых, говоря о тех, кто оставил след в истории города и России. Спроектированные им «Ракеты», «Метеоры», «Буревестники» и экранопланы открыли новую страницу не только в российском, но и мировом судостроении. Нынешние «Валдаи», соединяющие города по водным артериям, — тоже наследие великого конструктора. О том, как жил и работал Ростислав Алексеев, рассказывается в новой книге «Главный», вышедшей в свет при поддержке Издательского совета Нижегородской области.
В одном из своих многочисленных интервью Ростислав Евгеньевич сказал, что движущей силой для него всегда были любовь к Волге, солнцу и друзьям, и если бы ему выпал шанс пройти свой путь заново, то он сделал то же самое. Пройти этот путь вместе с главным конструктором ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) предлагает читателям автор книги Юрий Чернигин и издательство «ДЕКОМ».
««Главный» — это книга, прежде всего, о человеке, память о котором соткана не только из достижений в науке и технике, но еще из поддержки, дружбы, чести, уважения… По прочтении этой книги у вас не останется сомнений, что Главный — это больше чем должность, Главный — это принцип жизни», — пишет в предисловии главный редактор издательства «ДЕКОМ» Яков Гройсман.
Кораблестроительная карьера Ростислава Алексеева началась с увлечения яхтенным спортом.
Первым самостоятельно спроектированным судном еще студента Горьковского индустриального института была яхта «Черный пират». Ее строительство началось на чердаке дома, где жила семья будущего конструктора. В 1937 году он организовал парусную секцию в институте, скоростные яхты бедным студентам пришлось строить самим. И судна Алексеева побеждали. На второй Поволжской парусной регате приз за победу Ростислав Евгеньевич получил из рук прославленного летчика Валерия Чкалова.
Кстати, все спортивные увлечения Алексеева были скоростными. Яхты остались в его жизни навсегда, а позже к ним прибавились горные лыжи. В созданном им Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) по СПК были организованы секции дельтапланеризма, водных лыж, подводного плавания.
А предтечей первой гидродинамической лаборатории завода «Красного Сормово» (и позже ЦКБ по СПК) стали койка, стол и щиток в конструкторском отделе. Здесь в 1941 году после рабочего дня Алексеев занимался своими разработками. Днем же его основной задачей были проверка качества сборки и испытание легендарных танков Т‑34. В новом издании приводится рассказ об этом самого конструктора:
«Думать в свободные минуты о будущем скоростных кораблей, рисовать эскизы было отдыхом после шестнадцати и более часов работы на производстве танков. Проявленные дальновидность и внимание в начальный период работы и прямая стойкая защита руководства завода при больших материальных трудностях военного периода заслуживает сейчас подражания».
В 1943 году на работу в новую гидродинамическую лабораторию под начало Ростислава Алексеева пришли его друзья, увлеченные парусники. Трудились под лозунгом: «Все, что мешает работать, надо отменять!». В те годы были созданы первые катера на подводных крыльях. Еще десяток лет оставались до появления на реках знаменитых «Ракет», которые назовут жемчужиной советской техники.
Автор книги «Главный» Юрий Чернигин, используя множество документальных источников, превращает читателя в очевидца событий тех лет. В первый пассажирский рейс «Ракета» выйдет в 1957 году. У руля летучего корабля встанет боевой летчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев. А судоходная инспекция обнародовала расписание и предупредила о соблюдении правил безопасности. На всякий случай в указанные часы никто не спускал на воду лодок, купальщики выскакивали на берег, а рыбаки сматывали удочки. Так начиналась эра гражданских судов на подводных крыльях.
А дальше началось покорение рек не только России, но и всего земного шара. «Ракеты» перевозили пассажиров по Волге, Каме, Енисею, Иртышу, Днепру и по… Темзе. В 1976 году на летучем корабле совершила прогулку королева Великобритании Елизавета II.
Описывая год за годом жизнь и достижения Ростислава Алексеева, автор книги знакомит нас не только с историей создания легендарных судов, но и рассказывает, какие преграды приходилось преодолевать, чем жертвовать для воплощения своих идей. Как-то конструктор сказал, что пережил 12 министров. Не каждый понимал, что его настойчивость в отстаивании своих позиций — это лишь стремление к совершенству. Даже если доработки и их внедрение в проект требовали больших и трудоемких затрат.
Откровенно рассказано и о трагедии Алексеева, которого лишили обязанностей главного конструктора. Не простив аварии нового экраноплана «Орленок», запретили даже бывать на корабле во время испытаний, а потом конструкторской группе и вовсе приказали уничтожить документы.
«У Алексеева отобрали то, к чему он стремился всю свою творческую жизнь, чем он жил. Нервы у Алексеева были на пределе, а что творилось в его душе — знали немногие», — пишет Юрий Чернигин.
И главный снова показал свою силу: предложил организовать отдел, чтобы проектировать экранопланы нового поколения. Им был разработаны новые идеи, которые воплотить в жизнь конструктор не успел. Ростиславу Алексееву было 63 года, когда он скончался в 1980-ом. Через четыре года за работы в области судостроения Ростислав Евгеньевич был посмертно награжден Государственной премией СССР.
Сегодня для нижегородцев память об Алексееве материальна — это яркие «Валдаи», технический университет его имени, одноименные площадь и сквер в Сормове и книги, рассказывающие о нем, конструкторе и человеке.
О книгах, вышедших при поддержке Издательского совета Нижегородской области, читайте в нашей подборке. Купить книги можно в книжных магазинах, в том числе онлайн, а почитать – в библиотеках региона.