Новое издание серии «Возвращённая память» рассказывает о судьбах нижегородцев-героев Первой мировой войны
Герои живы, пока о них помнят. Но чтобы помнить, нужно знать. Много ли нам известно о воевавших в Первую мировую войну? А между тем на фронт с 1914 года было призвано около 19 млн человек из нижних чинов. Немало было среди них и уроженцев Нижегородской губернии. Имена самых отважных можно найти в серии «Возвращённая память», в книгах «Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста Великой войны (1914 – 1918 гг.)». При поддержке регионального Издательского совета в свет вышел уже третий том, в котором описано, кем были эти герои, какой подвиг они совершили, какова была их дальнейшая судьба.
Один из соавторов серии Александр Владимирович Молоков, профессиональный следователь, подполковник МВД, почти 40 лет занимается восстановлением имён фронтовиков Первой мировой. Началось всё с его личного интереса. В семейном фотоальбоме нашёл фотографию прадеда с Георгиевским крестом на груди. За что предок получил награду, где служил, как воевал? Попытки найти ответы на эти вопросы, превратились в дело всей жизни.
– Александр Владимирович, в недавно вышедшем томе собрано 1827 имён нижегородцев, награждённых самой высокой солдатской наградой Российской империи. И на этом серия не закончится?
– Сейчас установлено примерно 5,5 тысячи имен и биографий нижегородцев, которые были отмечены Георгиевским крестом за ратные дела. Но, по моим оценкам, их на самом деле примерно 20 – 25 тысяч. Продолжение этой серии, конечно, будет, но не настолько объёмное. Потому что значительную часть имён мы уже не установим. Большая доля сохранившейся информации исчерпана. В основном мы находили данные в нижегородских архивах. Сравнивали их с оцифрованными и выложенными в интернет к 100-летию начала войны материалами. Так, путём «наложения», сопоставления, восстанавливали военный путь нижегородцев-героев. Из районных музеев, от родственников новые данные поступают всё реже.
Мы с Радиславом Вячеславичем Кауркиным (второй соавтор серии, умер в 2021 году. – Прим. ред.) пошли непростым путём. Собираем и публикуем не только имена, но и их краткую биографию, описание подвига, по возможности дальнейшую судьбу. Но это является и большим преимуществом нашей серии, единственной в своём роде в России.
Вот, например, как описаны ратные заслуги Павла Пухова из Варнавинского уезда: «…в бою при с. Грабов доставил на место боя патроны, когда в них была чрезвычайная надобность и когда никто другой не решался на это отважиться вследствие грозящей почти неминуемой гибели». На верную смерть шёл человек. И таких героев, простых крестьян, ремесленников – тысячи.
– А почему так трудно возвращать имена воинов Первой мировой войны? Неужели архивные источники так быстро закончились, хотя столько людей оказалось на фронте?
– Когда-то архивные материалы той Великой войны из Центрального архива страны вывезли в город Ялуторовск Тюменской области. Просто негде было хранить, потом какие-то документы о георгиевских кавалерах уничтожили за ненадобностью. Ну а героев Первой мировой не принято было вспоминать из-за поворота истории. После революции вообще отменили все награды царской России.
При этом Георгиевский крест – награда не простая. Её вручали только за исключительный героизм. Царское правительство предоставляло награждённым определённые льготы, которые тоже были отменены советской властью. Герои Первой мировой войны были лишены практически всех привилегий и знаков отличия. Многие впоследствии предпочитали скрывать эти факты своей биографии. К тому же немало офицеров, нижних чинов перешли на сторону белых и автоматически попали в списки врагов. А были среди них личности просто удивительные.
Например, нижегородец, генерал Сергей Фёдорович Добротин. Поднялся из нижних чинов, участвовал в трёх войнах – Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой. Он был награждён орденами Святого Георгия IV и III степеней и Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами. Таким в войну 1914 – 1918 годов были награждены только восемь человек, в том числе известные генералы Брусилов и Деникин. Но имя Добротина никому не известно, потому что, скорее всего, он эмигрировал и умер на чужбине.
Другой уникальный пример. Выходец из крестьян Нижегородской губернии Тимофей Андреевич Пудков. К 24 годам произведён в подполковники, был ранен девять раз. Человек удивительного бесстрашия и отваги. Пока мы знаем о нём очень мало, но он, скорее всего, станет героем следующего тома, в котором будет рассказано именно об офицерах-георгиевских кавалерах, поскольку предыдущие книги были посвящены солдатам и нижним чинам.
– На первый взгляд, книга адресована специалистам-историкам. Статистические данные, даты, цитаты из документов… Тем не менее отклики вы получаете от простых людей, далёких от науки.
– Именно встречи с читателями в городах и сёлах Нижегородской области, благодарные отклики потомков кавалеров Георгиевского креста убеждают нас продолжать работу и поиски имён фронтовиков. Во время презентации второго тома в Нижегородской Ленинской библиотеке один из присутствующих взволнованно закричал на весь зал: «Ура! Я нашёл своего прадеда!..»
После выхода последнего, третьего тома написал молодой человек, живущий сейчас в Германии. Спросил, почему в книге нет имени его прадеда, который призывался из Семёновского уезда. В доказательство прислал и фотографию предка, и копию наградного документа. Ещё одна женщина прислала фотографию Георгиевского креста, которым были отмечены заслуги её деда. Награда бережно хранится в семье.
– Достаточно ли для возвращения памяти ваших книг?
– Хочется, чтобы память о воевавших в Первую мировую была увековечена должным образом. У нас в Нижнем Новгороде только один памятник человеку той эпохи – лётчику Петру Николаевичу Нестерову. Он тоже был кавалером ордена Святого Георгия, но монумент ему поставили как автору «мёртвой петли».
В 2018 году, к 100-летию окончания войны, был заложен камень будущего памятника героям Первой мировой. Место было выбрано не случайное – в парке Кулибина. Когда-то там располагалось Петропавловское кладбище, где похоронено много солдат, в том числе воевавших в 1914 – 1918 годах. Но дальше того памятного камня дело пока не пошло. Обидно!
О книгах, вышедших при поддержке Издательского совета Нижегородской области, читайте в нашей подборке. Купить книги можно в книжных магазинах, в том числе онлайн, а почитать – в библиотеках региона.