Новости культуры
Добрые плоды Нови-СадаВосторженно принимала хор юношей Нижегородского хорового колледжа им. Л. Сивухина публика Сербии. Коллектив только что вернулся из гастрольной поездки, которую совершал по приглашению гимназии Исидоры Секулич вНови-Саде,городе-побратиме Нижнего Новгорода. Выступать довелось не только там, но и в Белграде, в духовной семинарии Сремских Карловцев и Ковильском монастыре. После концертов нижегородцев самые добрые отзывы оставили сербские слушатели, а также начальник министерства просвещения края Воеводина Республики Сербия.За несколько дней пребывания наши юные земляки познакомились с культурой страны, ее православными центрами, завязали тесные дружеские контакты с учащимися и преподавателями гимназии Исидоры Секулич. Теперь колледжу предстоит приниматьделегацию из Нови-Сада. А в перспективе достигнута договоренность о новой гастрольной поездке смешанного коллектива мальчиков и юношей нашей известной хоровой школы в Сербию.Напомним, хор юношей колледжа им. Л. К. Сивухина (руководитель – Евгений Макаров) является лауреатом международных конкурсов в Польше, Эстонии, США, России. В его репертуаре – произведения русской и зарубежной классики, духовная музыка, обработки народных песен.Граф пропишется в СормовеАвстро-венгерский композитор Франц Легар создал свыше тридцати оперетт, многие из них вошли в золотой фонд классики этого жанра. «Граф Люксембург» по праву считается одним из самых популярных произведений. Сто лет эта оперетта украшает афиши театров во всем мире, включая Россию. И вот 26 февраля ее премьера состоится в Нижегородском камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова.В постановке занята вся труппа, а также театр танца «Солнечный бестселлер». В записи музыки участвовал академический симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера из Санкт-Петербурга Александра Гойхмана. Из Северной столицы приглашена и постановочная команда, причем звездная: режиссер Сусанна Цирюк, сценограф и художник по костюмам Кирилл Пискунов, хореограф Александра Тихомирова.Сусанна Цирюк — личность известная в мире музыкального искусства. Она ставит спектакли в разных городах России, в странах СНГ и Европы. Несколько лет работала с Валерием Гергиевым в Мариинском театре, сотрудничала с Андроном Кончаловским, когда тот ставил в Санкт-Петербурге оперу С. Прокофьева «Война и мир».В оригинале «Графа Люксембурга» три действия, 19 музыкальных номеров. Чтобы уложиться в два акта, пришлось немного купировать хоровые эпизоды. На репетициях режиссер тщательно выстраивает линию поведения каждого исполнителя. И актеры не скрывают, что им доставляет огромное удовольствие работа с таким мастером.Начало нового спектакля перенесет зрителей в бушующую стихию парижского карнавала. Проникновенный лиризм, мелодическое богатство музыки Легара всегда по душе слушателям. Да и сюжет с интригами, препятствиями на пути к счастью молодых героев — оперной певицы Анжель Дидье и обедневшего аристократа графа Рене фон Люксембурга — заставит публику активно сопереживать происходящему.В главных ролях заняты Лада Карионова и Марина Бойчевская (Анжель Дидье), Артем Брехов (граф фон Люксембург). Первыми увидят новую работу сормовичи — премьера «Графа Люксембурга» пройдет на базовой площадке Камерного театра — сцене Дворца культуры «Красное Сормово».Серьезно о веселом шаржеВ недавно вышедшей в издательстве «Дятловы горы» «Книге о шаржах» нижегородского автора Эдуарда Кузнецова «рисованный смех» представлен одной из своих граней. Автор давно и всерьез занимается исследованием шаржей — удивительного явления в художественном мировосприятии.Сатира и юмор — категории субъективные. Меняются эпохи, вместе с ними трансформируются взгляды, а нередко и эстетические пристрастия. Былые объекты обожания зачастую превращаются в предмет насмешек и наоборот. Но вместе с тем человеческая природа по сути не меняется: базовые ценности, чаяния и устремления всегда одни и те же вне зависимости от обстоятельств. Реальность же всегда жестока, а всемирная история — нескончаемая череда войн и потрясений. И неизвестно, каким было бы человечество, не умей оно с улыбкой смотреть на самое себя и все те невзгоды, что сопровождают его развитие. Смеховая культура выступила здесь действенным лекарством, помогающим преодолевать и опасения, и горести. Наш далекий пращур, сумевший первым (пусть, скорее всего, из страха) посмеяться над неудачей на охоте, смертью или стихийным бедствием, достоин уважения как первооткрыватель иронии — одного из основополагающих факторов прогресса. И удивительное дело: одна из самых нематериальных сторон человеческого бытия нашла зримое, осязаемое воплощение в искусстве.Безусловно, книга Эдуарда Алексеевича — заметное событие в мире художественно-популярных изданий. Стараясь по мере сил отслеживать новинки искусствоведения, не смогу припомнить, чтобы на эту тему выходило хотя бы одно подобное сочинение. По своей обстоятельности и вместе с тем краткости и популярности изложения настоящий труд Э. Кузнецова следует отнести к лучшим образцам исследований на эту тему. Действительно, если подобные издания и выходили, то посвящались они, как правило, работам одного художника. Так, пожалуй, наиболее известны тематические художественные альбомы работ Маяковского, Кукрыниксов, Бидструпа да пушкинских карикатур — и это все. Едва ли не впервые в отечественном искусствознании осуществлена попытка настоящего, серьезного исследования шаржа и карикатуры как самостоятельного явления, а не как одного из «побочных продуктов» или «низкого жанра».Кузнецов впервые исследует саму природу художественной смеховой культуры, пытается отыскать ее истоки. Дает и довольно стройную классификацию разновидностей шаржей, карикатур как по тематике, так и по технике исполнения. Но даже и это не главное. Основная заслуга автора заключается, пожалуй, в том, что предмет его исследования впервые представлен как самостоятельный и весьма ценный исторический материал, раскрывающий своими явными и скрытыми деталями те бесценные мелочи эпохи, без которых невозможно представить ее во всей полноте. И эти ироничные, но такие характерные штрихи, тонко подмеченные художником, порой расскажут нам гораздо больше, чем сухие строки исторических исследований, — в них неизменно присутствует дух времени. Так, например, в целой галерее представленных в книге литературных шаржей ясно вырисовывается величественный путь, пройденный русским художественным словом, со всеми его победами, внутренними раздорами и проблемами. При этом автору удается выдержать ту меру, которой, к сожалению, не отличается большинство популярных изданий: книга написана превосходным литературным языком и начисто лишена наукообразия. Чтение превращается в увлекательное путешествие в мир юмора и истории.