Новые возможности для бизнеса
Кризис — это не только время потерь, но и время новых возможностей для бизнеса. Использовали ли нижегородские предприниматели 2009 год для обретения новых возможностей? Что этому мешает? На эти непростые вопросы отвечает вице-президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Денис Лабуза: Время кризиса проходит для бизнеса неудачно. Очень неудачно. Крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, а малое и среднее предпринимательство никогда не заменит их. Однако вопросы, связанные с государственной помощью тем гражданам, которые хотели бы организовать свой бизнес, не получили того массового развития, которое могли бы получить. Есть несколько моментов, которые мы упустили. Во-первых, это серьезное увеличение объема программ господдержки предпринимательства. Они есть, но, на мой взгляд, их недостаточно. Во-вторых, мы упустили момент для создания регионального банка, учредителем которого было бы правительство области. Когда все коммерческие банки «съежились» и перестали проводить кредитные операции, именно региональный банк позволил бы эти проблемы достаточно оперативно и точечно решать. Ведь именно районные и городские администрации, отраслевые союзы, правительство области знают, в какие предприятия и когда нужно влить деньги. Сегодня, когда сбор налогов вернулся к докризисному уровню, есть смысл к этой теме вернуться. Сказать, что кризис закончился, было бы неправильно. Есть ощущение стабилизации по многим направлениям. Но по многим направлениям продолжается и падение. Если объемы производства продуктов питания увеличились, то все, что связано с машиностроением, на сегодняшний день не растет. В советское время существовала цепочка «НИИ — опытно-внедренческое производство — промышленность». В постсоветские годы эта цепочка была разрушена. Сейчас стало модным говорить о создании кластеров, которые фактически являются опытно-внедренческими производствами, и бизнес-инкубаторов, которые должны заменить собой НИИ. Сегодня можно констатировать, что мы становимся постиндустриальным государством: мы все меньше и меньше продукции производим сами и все больше и больше завозим из-за рубежа. В Нижегородской области есть бизнес-инкубатор, но он не может заменить собой структуру всех тех отраслевых НИИ, что существовали ранее. Сейчас много разговоров ведется о нанотехнологиях. Есть замечательные разработки, но мы не можем производить их серийно. Мы потеряли ту производственную базу, которая в состоянии выпустить наукоемкую продукцию. Нижегородская область, не имеющая месторождений газа и нефти, должна поднимать лозунг о новой индустриализации страны. Нам нужны новые современные производства, которые будут выпускать конкурентоспособные на мировом рынке товары. И здесь мы утыкаемся в проблему, о которой сказано выше. Нужно создавать, создавать и создавать систему бизнес-инкубаторов и кластеров, причем отраслевых. Необходимо увеличивать региональные программы по поддержке промышленности, и здесь не надо разделять крупный, малый, средний бизнес. Все должны работать в связке. Ни одно крупное предприятие не сможет в будущем существовать в том виде, в каком оно существует сегодня. Оно все равно должно выходить на субконтрактацию и аутсорсинг, как это принято за рубежом. Такой завод, как «Scania», чьи автомобили широко известны в нашей стране, самостоятельно производит только двигатели и осуществляет сборку. Все остальные детали, узлы и агрегаты ему поставляет малый и средний бизнес. Когда крупнейшие мировые автопроизводители открыли в Чехии свои сборочные заводы, первое, что они сделали, создали кластер автокомпонентов. У нас же создание этих кластеров двигается крайне медленно. Бизнес не может умереть. Он по определению успешен. Другое дело, что мы сделали для того, чтобы успеха было гораздо больше, чем неудач. Сегодня, согласно социологическим исследованиям среди выпускников вузов, не хотят вчерашние студенты идти в бизнес.На первом месте по престижности у них работа в органах госвласти, на втором — в госкорпорациях. Настораживает и тот факт, что среди не желающих идти в бизнес выпускников высок процент тех, у кого родители занимаются предпринимательством. Они видят, до чего нелегок предпринимательский труд, как тяжело их родителям все дается, и это на корню убивает желание стать бизнесменом. Впрочем, пройдет время, и ситуация изменится. Пройдет мода на чиновничество. В 90‑х годах молодежь не стремилась трудоустроиться в органы госвласти, все хотели заниматься бизнесом. Сегодня маятник качнулся в другую сторону.