Нужна консолидация, тогда ВТО не страшна
? Чем больше я читаю высказывания по поводу вступления России в ВТО, чет больше теряюсь. Аргументы противников этого шага кажутся очень серьезными, ? поделился сомнениями с прессой известный политолог, председатель комиссии по вопросам глобализма и национальной стратегии развития Общественной палаты Российской Федерации Андраник Мигранян.Он, как практически все члены комиссии, принимал участие в состоявшемся 29 июня, в минувшую пятницу, заседании общественной палаты Нижегородской области.А сомнения действительно оправданны. По мнению многих специалистов, промышленные предприятия, не говоря уже о сельском хозяйстве, да и наша страна в целом, население еще не готовы к работе в новых условиях, в условиях, опеределяемых основополагающими документами Всемирной торговой организации.? После вступления в ВТО это будет уже другая страна, ? говорит генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Дмитрий Краснов. ? С иждивенческой психологией не проживешь. Придется менять ментальность. Ведь главная проблема не в устаревшем оборудовании, а в нас самих. Мы все ищем врага, на которого можно свалить все наши беды, ждем помощи от властей. Многие предприниматели по-прежнему предпочитают выводить средства за границу, а не вкладывать их в производство. По данным наших опросов, только каждое десятое предприятие Нижегородской области готово работать в условиях ВТО, 15 проц. готовятся к этому, а остальные даже не думали? Другой сложный вопрос ? кадровый. В регионе насчитывается 22 тысячи безработных, и это при 20 тысячах рабочих вакансий! Среди выпускников учебных заведений области на 100 рабочих приходится 116 юристов. Да и подготовка самих специалистов оставляет желать лучшего. В половине районов области нет ни одного юриста, экономиста, бухгалтера, знакомого с евростандартами.? Уже сейчас надо думать о новом поколении рабочих, о новациях в систаме подготовки кадров, ? признается председатель Нижегородской общественной палаты ректор ННГУ Роман Стронгин. ? Новые рабочие на новом современном обрудовании должны выпускать конкурентоспособную продукцию.? Надо признать, мы не готовы работать в новых условиях, ведь последние 15?16 лет обрабатывающая промышленность не обновлялась, старые кадры ушли, новых нет, ? сетует президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин. ? Хотя, надо признать, в нашей области проводится активная промышленная политика, производство развивается более высокими темпами, чем в среднем по стране.Действительно, министр промышленности и инноваций правительства Нижегородской области Валерий Барулин сообщил, что по результатам прошлого года темпы роста регионального валового продукта составили 8 проц., реальные доходы населения выросли на 14 проц. Некоторые предприятия области, которые провели модернизацию производства, довели качество продукции до соответствия требованиям международных стандартов, уже сегодня готовы конкурировать на равных с западными компаниями. Это Борский стекольный завод, Выксунский металлургический комбинат, бумкомбинат «Волга»? Но высокотехнологичные предприятия, приборостроение отстают. Особое беспокойство правительства вызывают автомобильная и легкая промышленности. По словам министра, вступление во Всемирную торговую организацию может привести к затормаживанию производства, сокращению рабочих мест.Лидер российских профсоюзов был менее оптимистичным. Шмаков убежден, что большинство предприятий автопрома, легкой промышленности ждут массовые сокращения. Ситуация осложняется их большой концентраций. Так, 80 проц. автопрома размещается в двух регионах (один из которых ? Нижегородская область), 60 проц. легкой промышленности ? в пяти регионах.Но не только техническая оснащенность большинства предприятий вызывает серьезные опасения по поводу грядущего вступления в ВТО. Не до конца проработано федеральное законодательство, да и правоприменительная практика не способствует конкурентоспособности наших предприятий.Одна из проблемных отраслей, легкая промышленность, страдает не столько из-за открытой, честной конкуренции, сколько из-за наводнившего страну серого и откровенно черного импорта сомнительного качества, но очень и очень дешевого. Исправить ситуацию возможно, разговоры об этом ведутся не первый год, но воз и ныне там. Кроме того, по словам председателя ФНПР Михаила Шмакова, большинство форм поддержки отечественного производителя, которые использует федеральное правительство, запрещены правилами ВТО, как, например, субсидирование, прописанное во многих национальных программах.И все же, вступать во Всемирную торговую организацию нужно, полагает председатель общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Это выгодно не только нынешним экспортерам, предприятиям добывающей промышленности. В последние годы отечественное сельское хозяйство проделало путь от импорта зерна до полного обеспечения нужд российских потребителей и даже вышло на мировой рынок в качестве экспортера. А так как жесткая борьба на мировом сельскохозяйственном рынке ведется в рамках ВТО, нам надо использовать этот инструмент в интересах российского крестьянства. Снижение ввозных таможенных пошлин, которым пугают противники ВТО, произойдет не вдруг, нас ждет семилетний переходный период.В чем сошлись все выступавшие, так это в том, что следует максимально использовать опыт Китая. При вступлении в ВТО наши соседи защитили свою автомобильную промышленность от наплыва иномарок высокими заградительными пошлинами, в то же время открыв путь иностранным инвестициям в автопром. В результате в Поднебесной построены 17 новых автозаводов, страна практически с нуля вышла на одно из первых мест в производстве автомобилей.Правда, наш автопром, по горькому замечанию Андраника Миграняна, уже умер еще до вступления в ВТО. Протекционистские меры 90‑х годов оказались бессильны. Чуть лучше ситуация с авиастроением. Военные самолеты по-прежнему конкурентоспособны на мировом рынке. Что же касается гражданской авиации, политолог надеется только на новый проект КБ Сухого, лайнер «Супер Джет», который создается с участием зарубежных фирм.? На самом деле плюсов от вступления в ВТО не меньше, чем минусов, ? уверен гендиректор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов. ? Надо взвешенно подойти к ситуации, прекратить «плач Ярославны», взяться за дело засучив рукава ? повышать качество работы, вести активный диалог бизнеса и власти. Нужна консолидация национальных, общероссийских интересов и узкокорпоративных. За семь лет переходного периода можно и нужно научиться жить и работать в новых условиях.