О мертвой машине замолвите слово
Убрать брошенные автомобили с наших дворов и дорог очень непросто: надо сначала доказать, что у этого «металлолома» нет хозяина. Если на машине остались номера, владельца можно найти через ГИБДД. Но при отсутствии на ней номеров это маловероятно. Процедура отправки в металлолом «ничейной» старой машины занимает около года, потому что вопрос решается только в судебном порядке. Сложность в том, что в стране нет регламентирующих законов, обязывающих владельца непригодного автомобиля сдавать его в утиль. По словам заместителя начальника отдела пропаганды управления ГИБДД по Нижегородской области Дмитрия Станиславовича Мацкевича, чтобы снять машину с учета в ГИБДД и не платить за отжившее авто налоги, водитель сдает в управление ГИБДД номера и все документы на машину и пишет заявление на выбраковку автомобиля. После этого транспортное средство официально перестает существовать. На этом процедура прощания собственника с любимой некогда «ласточкой» и заканчивается. Вопрос, куда денется «тело», переставшее быть автомобилем, уже не относится к этому ведомству. — Просто так прийти и убрать даже совершенно непригодное транспортное средство мы не имеем права, — сказал Дмитрий Мацкевич. — Мы можем эвакуировать машину, только если она брошена посреди дороги и мешает движению. Конечно, брошенные машины — большая проблема, но мы тут бессильны. Действительно, остовы автомобилей, как правило, мирно почивают где-нибудь на обочине или на газоне, то есть «вне зоны действий» представителей инспекции дорожного движения. А не убирают «мертвые» автомобили их владельцы чаще всего по одной причине: себе дороже. Ведь гнить во дворе она будет задаром, а за перевозку в утиль надо платить порядка тысячи рублей. При приеме останков автомобиля в металлолом владельцу, конечно, заплатят какую-то символическую цену. Но, во-первых, тратить время и деньги мало кому захочется. А во-вторых, найти этот рынок сбыта отслуживших автомобилей можно только через Интернет. В ГИБДД, например, никто не знает, по какому телефону и куда для этого надо обращаться. Я специально обзвонила несколько районных подразделений, и моему вопросу все очень удивлялись. Пришлось покопаться в Интернете и выписывать телефоны точек скупки металлолома. Где-то говорили, что автомобили не принимают, какие-то предприятия уже почили в Бозе. Единственный положительный результат — в ООО «Вторчермет». Менеджер этого предприятия Кимер Джамбулович Уздеков рассказал, что автомобили в утиль они принимают за 2 — 3 тысячи, а вот доставка осуществляется самостоятельно. Справятся ли они, если вдруг хлынет большой поток отслуживших машин? Будут стараться. Кстати, именно в эту организацию сдает бесхозные авто, найденные в Автозаводском районе, начальник управления благоустройства и коммунального хозяйства администрации Автозаводского района Олег Александрович Перцов. Оказывается, в Нижнем Новгороде существует распоряжение, согласно которому муниципальные организации могут создавать коллегиальные комиссии, которые принимают решение об эвакуации автомобильных «трупов». В эту комиссию входят представители местной власти и ГИБДД. Так, в Автозаводском районе этим летом проводили акцию под девизом «Газоны вместо парковок!», в рамках которой убрали более тридцати брошенных машин. Олег Перцов рассказал нам, что их комиссия раз в неделю объезжает район и присматривается к автомобилям с явными признаками «брошенности»: нет номеров, колес, задран капот, разбиты стекла. Если через месяц-другой состояние такой машины не изменяется или продолжает ухудшаться, то они фотографируют ее и на самосвале отвозят в «отстойник» на случай, если хозяин все же объявится. Нет хозяина — отвозят их в пункт сдачи металлолома. Молодцы, автозаводцы! В других районах города и области чуть ли не в каждом дворе красуются ржавые «памятники отечественному автопрому». Впрочем, проблема касается не только нижегородцев. По данным российской ГИБДД, почти половину отечественного автопарка составляют машины, старше 10 лет, а около 400 тысяч зарегистрированных автомобилей брошены либо разукомплектованы. Кстати, решение премьер-министра Владимира Путина ввести институт сертификатов за утилизацию автомобилей было продиктовано не только желанием поддержать отечественный автопром, но и решить проблему с брошенными машинами. Напомним, сертификат автовладелец будет получать при условии, что в утиль он отправляет машину, старше 10 лет, а максимальная сумма, на которую можно рассчитывать, — 50 тысяч рублей. Если автовладелец сам не утилизирует старое авто и личность его не будет установлена, муниципальные образования или частные собственники земель, где брошена машина, смогут утилизировать ее сами. А вот будут ли они получать сертификаты при этом, пока обсуждается. Как уже говорилось выше, правительство Нижегородской области решило ввести собственную программу премирования автолюбителей за утилизацию старых машин. Опыт выдачи субсидии за утилизацию автомобилей есть уже у многих стран мира. Эта практика введена, например, в Германии, Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. Там сумма дотаций составляет от 1245 долларов в Японии до 5000 евро в Италии. Это тоже не только поддержит наш автозавод, но и улучшит экологическую ситуацию с автоутилем.