О щепотке махорки и большой любви к Родине
К 65-летию Победы В декабре 2009 года мне довелось участвовать в жюри смотра нижегородских школьных музеев и выставок Боевой славы, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Уже в третий раз знакомлюсь с практикой этих совершенно особых структур. Появились впечатления, которыми хочется поделиться. В Нижнем Новгороде 62 паспортизированных школьных музея, то есть официально принятых специальной комиссией и внесенных в специальный федеральный реестр. Еще несколько школ готовят свои музеи к этой процедуре. А ведь было время, дикий период с 1990 по 1992 годы, когда директорам школ предложили закрыть музеи и выбросить на свалку все, что было на стендах, в запасниках. Жесткие указания устно поступали от органов образования, и некоторые выполнили инструкцию. В одних случаях все, что было, выкинули на свалку. В других — коллекции спрятали в кладовках, освобождая помещение. Некоторые музеи просто не закрывались и сохранились. Но это уже зависело от мужества директора. Да и вообще музеи создавались и держались на энтузиазме организаторов. Нам рассказывали, что некоторые из них не выдерживали такого варварства и пытались свести счеты с жизнью или были настолько потрясены, что заболевали. Бывали случаи, когда со свалки «единицы хранения» забирали домой и берегли в квартирах до лучших времен. Они настали после 1995 года, когда понемногу школьные музеи стали возрождаться. При этом отмечается такой феномен: если до разгрома их было около 40, то в настоящее время — более шестидесяти. И все же черная полоса не прошла бесследно: некоторые музеи, посвященные, например, известным нижегородцам, исчезли. Что же такое школьный музей? Комната, редко две или три, порой — временная экспозиция в одном из кабинетов. При этом на собранном материале могут проводить 20 и более экскурсий, так насыщены собрания экспонатами. Оплачивается работа — поисковая, творческая, экспозиционная — скромно, по остаточному принципу, за счет фонда внеклассной работы. Естественно, руководителям музеев приходится для получения зарплаты вести еще и преподавание школьных предметов. Не в упрек директорам школ замечу: исключительно от их отношения зависит судьба музея и его руководителя, ибо ничем не регламентируются ни зарплата, ни расходы на содержание. И все же школьные музеи, в которых довелось побывать (а их за два дня было 18), — замечательны! В жюри нашего смотра были директора вузовских и научные сотрудники городских музеев. Требования предъявили нешуточные, и это испытание участники выдержали достойно. В некоторых школьных музеях такое обилие и разнообразие предметов народной жизни, что удивляешься, как удалось столько собрать и сохранить. Вплоть до макета крестьянской избы со всей утварью и предметами быта. Некоторыми коллекциями самоваров, утюгов, изделий народных промыслов можно восторгаться. Есть уникальные предметы, достойные собраний музеев уровня районного или городского. Благодаря этому школьники и знают о прошлом своих предков, и память эта будет жить, пока существуют подобные музеи. Ведь в таких школах не найдешь ни одного ученика, который бы не побывал в «своем» музее. А много ли их бывало в городских? В некоторых школах экспозиции, посвященные отдельным воинским формированиям, столь уникальны, что подобных и в стране не сыщешь. Создавались они при прямом и непосредственном участии самих фронтовиков. Так как в г. Горьком и области формировались десятки воинских частей, то и горьковчан в них было немало, а, возвратившись после Победы, те в память об однополчанах организовали десятки музеев. Именно их невероятными усилиями буквально на пустом месте рождались содержательные экспозиции. Увы, немало и погибло в перестроечном психозе. Во многих школьных музеях разработаны программы патриотического воспитания, и само понятие патриотизма подкрепляется постоянной работой и заботой о его сохранении. «Гражданственность, патриотизм понимаются как наиболее значимые ценности, присущие всем сторонам жизни общества, государства, являются важнейшим духовным достоянием личности. Любая страна, нация нуждаются в патриотическом воспитании своих граждан. Особенно остро эта необходимость проявляется в современном обществе. Эту задачу и призвана решать программа «Патриот». Так записано в программе школы № 93. Убедился, что патриотизм не вытравить из памяти народной, пока живы бабушки и дедушки. В одной школе увидел стенд, на котором располагались десятки медалей, несколько орденов и рядом с которым стоял школьник. Когда он начал рассказывать об экспонатах, то оказалось, что двадцать одна медаль и три ордена «родные» — принадлежали его прадеду-фронтовику! А затем о своей бабушке — участнице войны рассказала девушка, а потом о героических подвигах прадеда-летчика — еще одна. Сколько представлено сочинений не о войне вообще, а о том, как она коснулась конкретной семьи. И стало ясно, что там, где помнят о своих предках, где бережно сохраняют письма с фронта, документы и награды, вещи и реликвии, с патриотизмом все нормально. В любом музее самым дорогим гостем, а сейчас все более редким, становится ветеран. Видеть бодрого участника Великой Отечественной у стенда, посвященного его подвигам, — это исключительное событие. Но уже созданы экспозиции, рассказывающие о Героях России, погибших в Афганистане, идет работа по увековечиванию их памяти. И если герои Второй мировой войны уходят в историю, то доблестные защитники Отечества не исчезают и в нынешние времена. Оказывается, есть «коэффициент» патриотизма, который измеряется количеством юношей, служащих в армии, и тех, что предпочли уехать за рубеж. Знающие люди констатируют, что теперь армия в полном смысле стала рабоче-крестьянской. Все, кто имеет возможность «откосить», пользуются этим. Способы и пути известны. А что касается выезда за границу, то это тоже зависит от условий, созданных для молодежи, у которой тернист и крут оказывается путь к успеху в нашем обществе. Вот почему тема патриотического воспитания остро актуальна, а работу в этом направлении вести отнюдь не легко. В том числе — и школьным музеям. Раньше было проще даже со сбором материалов. Школьники могли выехать на места боевых действий, там добыть много новых экспонатов — от гильзы патрона или снаряда до священной земли с места боев или могил солдат. Ребятам и их наставникам удавалось отыскать захоронения земляков. Благодаря этому подвижническому труду прошлых лет сегодня можно увидеть на стендах фотографии захоронений из многих уголков страны. Не рассказать о том, что собрано хотя бы в одном школьном музее, ведь порой это тысячи единиц хранения: от комсомольского билета фронтовика до щепотки махорки, от солдатского письма военных лет до похоронки или медали, от шинели генерала до флага с боевого корабля. Не многие нижегородцы знают, что в одной из наших школ действует единственный в стране музей «Холокоста». И появилась просто ошеломившая сначала идея: достояние школьных музеев показать в одном из больших выставочных залов Нижнего Новгорода к Дню Победы. Такого примера сборной музейной коллекции не было бы не только в нашей стране, но и в мире. Это станет патриотической акцией, это продемонстрирует связь поколений, неразрывность истории России и наше огромное духовное величие. Кто возьмется?По теме:Краелюбие как воспитание Там, где цветут чекуры Есть такая школа в Заветлужье На этих школьных этажах Интернет, гимнастерка, ухват Четыре школы Вачского района признаны краеведческими музеями