Облигации или кредит?
Кредит – один из главных инструментов развития предприятия.Сложно представить компанию, которая периодически бы не пользовалась заёмнымисредствами.Но самом деле в экономике существует и ещё один, не менееудобный для предприятий способ – это выпуск корпоративных облигаций. Почемуроссийские предприятия редко им пользуются? Об этом говорили на конференцииБанка России, которая прошла в столице Приволжья: в Нижний Новгород приехалипредставители бизнеса из ряда регионов.– После кредитов облигации – это самый простой способпривлекать средства, – говорит Елена Чайковская, директор департамента развитияфинансовых рынков Банка России. – Конечно, нет смысла связываться соблигациями, если предприятие планирует разовый выпуск. Но каждый новый выпускценных бумаг становится для компании всё более «дешёвым» и простым: инвесторыуже знают, что облигации будут погашены вовремя, и готовы приобретать их повыгодной для предприятия цене.На рынок облигаций предприятия идут за более дешёвымизаёмными деньгами.Кстати, Нижегородская область была одной из первых в России,кто выпускал эти ценные бумаги ещё 20 лет назад.– Первый выпуск облигаций наш регион провёл в 1997 году, –рассказывает Ольга Сулима, министр финансов Нижегородской области. – На сегоднямы провели уже 11 выпусков ценных бумаг. Причём спрос на облигации Нижегородскойобласти в три раза превышает предложение – как правило, они расходятся за 15 – 20минут.Однако большинство компаний пока не рискуют выходить на этотрынок.– Мы опросили представителей 269 предприятий (из них 121 –нижегородские), – говорит Лариса Павлова, начальник Волго-Вятского ГУ БанкаРоссии. – Почти половину составили системно значимые или градообразующиекомпании. Выяснилось, что 90 процентов из них не обладают знаниями о том, каквыпускать корпоративные облигации. Но при этом почти все респонденты желаютприобрести новые знания, что нас не может не радовать.